Чтобы соединить верхнее и нижнее единство

Чтобы соединить верхнее и нижнее единство

No Comments
Моше получил Тору с Синая (Авот, 1:1). Творец говорил с ним Лицом к лицу, и две скрижали были отсечены от Престола Славы и опущены в материальный мир. И были они голубовато-прозрачные. Небо - совмещение противоположностей. Даже вода и огонь существуют там в единстве. Оно - граница духовных миров, отделяющая их от суеты и невечности, от земли - мира раздробленности и бесконечных изменений. Большое не поместится в малом, цельное - в разбитом, а общее - в частном. ...
Читать далее...
И ты перескажешь нам.

И ты перескажешь нам.

No Comments
"И было, когда услышали вы голос из темноты, а гора пылает огнем, то приблизились ко мне главы колен ваших и старейшины ваши и сказали: "Вот показал нам Бог Всесильный наш славу Свою и величие Свое, и голос Его слышали мы из огня. Сегодня видели мы, что невозможно, чтобы говорил Всесильный с человеком, и тот продолжал бы жить. И вот зачем же нам умирать? Приблизься ты и послушай все, что скажет Бог Всесильный наш, и ты перескажешь нам все, что скажет тебе Бог Всесильный наш, и выслушаем, и исполним" (Дварим, 5:20-22,24). "И взошел Моше на гору, и покрыло облако гору. И пребывала слава Бога на горе Синай, и покрывало ее облако шесть дней; и воззвал [Всевышний] к Моше в седьмой день из облака. И вошел Моше в облако, и взошел на гору; и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей" (Шмот, 24:15-16,18). Но если голос Всевышнего сообщил Учение во всей его полноте, почему Моше должен был подняться на гору Синай и затем пересказать народу все услышанное там? Учение может быть передано по-разному. Изложенное в сжатом виде, оно, сконцентрировав в себе всю информацию, является полным, но остается трудным для понимания и осмысления. Оно похоже на код, который поддается расшифровке, но не все способны, раскрыв его тайны, прочитать текст - многое остается непонятным даже для талантливых людей. ...
Читать далее...
Лицом к лицу

Лицом к лицу

No Comments
Народ, пошедший за огненным столпом, хотел увидеть своего Избавителя. Сыны Израиля пересекали пустыню. Они шли за Всевышним и (подобно человеку, идущему за кем-то) видели Его одежды: Божественное Присутствие, одеваясь в воду и пламя, проявлялось как облака славы, защищающие народ в пути, как расступившееся море, как огонь, упавший с небес на жертвенник. Мир стал выразителем Присутствия и дал почувствовать близость Творца. А Лицо - отражение сущности - проявляется только как Тора. И познается только сердцем. Сердце ближе всего к Источнику. Через него бесконечное проникает в этот мир. Оно - подобие первой точки, с которой началось творение и к которой устремился свет, стараясь преодолеть ограниченность, возникшую с ее появлением. Этот поток неостанавливающегося и неуспокаивающегося света - рассказ о Себе. Он остается неуслышанным и непонятым до тех пор, пока сердце не найдет в себе точку соприкосновения с бесконечным - точку в точке. Тогда его биение сольется с голосом Творца, поддерживающим существование всех миров. И человек сможет внимать Божественным словам. Преодолев ограниченность, он услышит Неограниченного. "На пятидесятый день1 - не раньше и не позже, - было сказано им, - "совершите служение [работу] Всесильному на ЭТОЙ горе" (Шмот, 3:12). ...
Читать далее...
Свет издалека

Свет издалека

No Comments
Наступила суббота. И Адаму показалось, что мир обретает прежнюю прозрачность и "Я" Творца вновь становится реальным и близким. В нем с новой силой ожила надежда на возвращение туда, где человек может беспрепятственно говорить с Богом. Но радость была преждевременной - вселенная не вернулась в свое изначальное состояние, когда Божественный взгляд, пронизывая материю, достигал сердца человека и все было понятно без слов. Пройдут тысячелетия, прежде чем его душа, рассыпавшись на мелкие крупицы в своих многочисленных потомках, выбросит проникшую вместе с грехом испорченность, полностью осознает свое преступление и сможет вернуться в прекрасный сад. Первый человек еще не осознал всей тяжести своего преступления и не удостоился того, чтобы жизнь его была продлена, потому что - кто знает - не ослабнет ли его стремление вернуться, не повергнет ли он вновь все творение в темноту? Кто заступится за него перед лицом Творца? ...
Читать далее...
Силой своего сердца

Силой своего сердца

No Comments
Никто не учил Адама. От разнообразия - к единству. От единства - к бесконечности, скрывающейся за все объединяющей точкой. От бесконечности - к имени Творца. Силой своего сердца. Сказал Рав Аха: "Сотворив человека, собрал [Всевышний] всех животных, зверей и птиц, провел их перед ним и спросил: "Какие имена им дать?" Сказал [Адам]: "Этого правильно назвать "буйвол", этого - "осел", этого - "конь", этого - "верблюд", этого - "лев", этого -"орел", - и так для всех [нашел имена]. - "А как обращаться к тебе?" - "Меня нужно называть Адам". - "Почему?" - "Потому что из земли я сотворен". - "А как имя Мое?'-"Ад-най"1. - "Почему?" - "Потому, что Ты -Господин над всем миром" (Бемидбар Раба, 19). ...
Читать далее...
Бесконечность внутри ограниченного творения

Бесконечность внутри ограниченного творения

No Comments
Пока человек ищет элементы природы, похожие на Высший образ, или бьется над тем, чтобы создать его собственными руками, все усилия тщетны. Как бы ни было велико стремление людей ко Всевышнему, их попытка достичь более полного понимания Его сущностных свойств всегда наталкивается на одно и то же препятствие: "И кому уподобите Меня, чтобы Я сравним был с ним?" (Йешая'у, 40:25). И преодолеть его невозможно, пока человек не осознает, что понимание приходит с раскрытием Божественного подобия в себе. Только обнаруживший бесконечность в глубине своего сердца, способен услышать "Я Бог Всесильный твой...", прорывающееся к нему из внешнего мира, и попытаться осмыслить рассказ Творца о Себе. Но может ли бесконечность проявиться внутри ограниченного творения? С трудом пробиваясь через центральную точку вселенной, общую для неба и земли, она преобразует мир, привнося в него новый заряд духовности и изменяя времена, но никогда не раскрывает себя ни в одной из частных составляющих вселенной. Однако человек, вобравший в себя все творение, - не частность. Его сердце похоже на точку, ставшую началом всего конечного, которая в то же время, благодаря своей общности, первозданности и близости к Источнику бытия, способна пропустить через себя свет бесконечности и стать воротами его раскрытия в мире с четко очерченными границами. Чем яснее сердце осознает свою близость к бесконечному, тем сильнее лучи Божественного света пробивают черноту центральной точки. И тогда порождаемая ею сила притяжения соединяется со стремлением творить благо и неуловимый для глаз свет, пробившийся из глубины человеческого существа, обретает свое выражение в материальном мире - лицо освещается добротой. Если сердце начинает задумываться, не оно ли источник жизни, черты лица искажаются. Стоит человеку забыть о том, что жизнь - это проникновение бесконечного в конечный мир4, и вообразить себя самостоятельной крупицей вселенной, как тут же гаснут душевные потенциалы - появляется звериный лик. Отрицание бесконечности порождает ограниченность существования. Все зависит от желания -жизнь и смерть в руках человека. ...
Читать далее...
Вначале

Вначале

No Comments
"Вначале Всевышний сотворил из ничего точку. Эта точка была расщеплена, и из одной ее части образовались небеса, и сферы чистого разума, и все, что относится к воинству небесному, а из другой - была сделана земля и все, что принадлежит нижнему миру. Все существующее возникло в результате раскрытия потенциала, сконцентрированного Творцом в одной точке" (Рамбан, Берешит, 1:1). Но процесс творения не закончился когда-то в далеком прошлом, и Всевышний непрерывно творит мир из точки, поставленной Им в бесконечно белом свете: все многоликое разнообразие земного и небесного воинств постоянно возникает из нее. Однако сама точка начала начал не обрела в полной мере реальности бытия (определенности во времени и пространстве) и осталась на грани извечного и сотворенного, бесконечного и ограниченного. Она древнее любого творения, и, при этом, ее возраст - мгновение; можно указать ее конкретное место на земле1, и в то же время она существует повсюду - в каждой пылинке и песчинке мироздания - точка в точках, одна во множестве своем. ...
Читать далее...
ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

No Comments
Быть самим собой

Быть самим собой

No Comments
Торой созданы мир и человек. А поскольку процесс творения продолжается вечно, каждое новое соприкосновение с ней меняет людей, раскрывая их духовный потенциал и давая им новые жизненные силы. Слова Творца, прозвучавшие с горы Синай, - это эликсир жизни. Но, подобно лекарствам, они могут быть опасны при неправильном употреблении. Непонимание глубинного смысла наших источников не только вводит в заблуждение, но и вредит душе. Если агадот Талмуда, мидрашим и многочисленные комментарии не делают человека более живым, не расширяют его горизонт, а наоборот, как бы сужают мир вокруг него, цель не достигнута. Может быть, на серьезных книгах стоило бы ставить предупредительный гриф - "Осторожно! Тора!" Предназначение этой книги - приблизить читателей вместе с автором (потому что, если долго объяснять, то и сам поймешь) к пониманию Торы, чтобы, углубляясь в ее строки и анализируя слова мудрецов, знать, к чему стремиться в жизни. А если кто-то скажет, что не следует тратить драгоценное время на бесполезные искания1, так как цель - сам процесс изучения, и лучше прочесть лист Талмуда, заглянуть в комментарии на полях и в конце каждого трактата, и уж конечно не по-русски... Разрешите мне не отвечать на это возражение. Скажу только, что есть такое правило: "Изучение Торы не по правилам - такое же изучение Торы, как и ее постижение по всем правилам" (Менахот, 29а). Учил не по правилам2 и выучил - выучил, а учил по правилам и не выучил - не выучил. ...
Читать далее...
5. Суккот

5. Суккот

No Comments
Источник Что символизирует шалаш? Время праздника Как сделать шалаш? ...
Читать далее...