382

Недельная глава Шлах: Сорок лет блуждания и две тысячи лет изгнания

No Comments
  Через год после Исхода было завершено строительство Мишкана, сделавшее пребывание Б-га в среде народа постоянным. И тогда сыны Израиля направились к границам Земли Кнаан, достигнув их через 11 дней. Они расположились станом в Кадеш Барнеа, готовясь завершить Исход: войти в Святую Землю, уничтожить идолопоклонство, жестокость и ложь сначала в Израиле, а затем и повсюду – преобразовать весь мир так, чтобы осуществились слова пророчества: «Наполнится земля знанием Б-га» (Йешаягу) . Но этого не произошло. Через сорок лет после трагических событий Моше вспоминал о случившемся, стремясь объяснить евреям основную причину ошибки предыдущего поколения, совершившего Исход из Египта и не захотевшего войти в Землю Израиля, а потому обреченного Всевышним доживать свои дни в пустыне. «Сказал я вам: «Дошли вы до горы эмореев, которую Б-г, Всесильный наш, дает нам», - вспоминал Моше те слова, с которыми он сорок лет назад обратился к людям, как полководец обращается к войску перед штурмом крепости. «Смотри, дал тебе Б-г, Всесильный твой, землю эту, ступай и овладей ею, как говорил тебе Б-г, Всесильный отцов твоих, не бойся и не страшись». Но все вы подошли ко мне и сказали: «Пошлем людей перед собою, чтобы они разведали землю эту...» (Дварим, 1:20-22). Разведали... Не разведать дороги и слабые места крепостей хотели сыновья Израиля, а посмотреть и проверить, хорошая эта земля или нет. Почти никто из этого поколения не понял, что Всевышний дарует не землю как поле или виноградник, а возможность всегда быть с Ним – ощущать Его Присутствие: идешь за плугом, сеешь, собираешь урожай, строишь дом – и каждое движение, и дыхание, и сама жизнь обретают вечный смысл, делают человека умнее и лучше, еще полнее раскрывая заложенные в нем Образ и Подобие, а значит – приближают к Творцу мира. Возвращение в Землю понимается как возвращение к Б-гу, а о том, кто живет за пределами Земли Израиля говорится, что у него как будто нет Б-га (Ктубот 112а). Если человек ориентирован на духовность, если для него благо – быть с Б-гом и он не бежит от Него, чтобы спрятаться за деревьями, как Адам после первого преступления, – тогда ему хорошо на этой земле как в материальном, так и в духовном плане, независимо от величины и количества плодов. Однако тому, кто не понимает сам, объяснить это невозможно, так же как невозможно рассказать об ощущениях: о красках – слепому, о музыке – тому, кто никогда не слышал. Земля Израиля не раскрывается людям, погруженным в материальные проблемы. Как любая духовная сущность, эта земля видится человеку такой, какой он хочет ее видеть – подобно ману, который, оставаясь круглым и прозрачным, имел вкус той пищи, которую человек хотел есть. ...
Читать далее...
385

Здоровые основы. Роль искусства с точки зрения Торы

No Comments
   Еврейский народ, единственный среди всех языков и наций, объявивший о том, что учеба является главной обязанностью человека. "Каждый из сынов Израиля обязан изучать Тору". Эта обязанность распространяется на бедных и на богатых, на человека с крепким здоровьем и на страдающего от недугов, на молодого и на совсем старого, потерявшего силы. Даже если человек обеднел настолько, что живет на цдаку - милостыню, которую он собирает, обходя дома; даже если человек женат и у него есть дети (а значит, он отвечает не только за себя), – все равно он обязан выделить определенное время для изучения Торы как в дневное, так и в ночное время. Как сказано: "И ты должен размышлять о ней днем и ночью". Но чтобы размышлять о Торе, необходимо научиться понимать жизненные ситуации и уметь сопереживать. ...
Читать далее...
379

Алекс Кац: «Сохнут» прекратит свою деятельность только с приходом Машиаха

No Comments
  - Скажите, Алекс, что было для Вас самым трудным, когда Вы начали работать в СНГ? ...
Читать далее...
378

История мошава Бейт-Йосеф

No Comments
      Разгром Ирака армиями антитеррористической коалиции несколько лет тому  назад напомнил другую войну в нашем регионе, в которой иракская армия приняла действенное участие. Речь идёт даже не о войне в Персидском заливе, а о войне за независимость государства Израиль. Напомним , что Ирак послал свою армию на запад, к границам молодого еврейского государства, чтобы принять участие в его уничтожении. ...
Читать далее...
377

Онкелос

No Comments
Хане Ивановой посвящается   ...
Читать далее...
375

Недельная глава Бэhаалотха. Свеча Всесильного

No Comments
«Скажи Аарону и говори ему так: "Когда ты будешь зажигать лампады, то на лицевую сторону светильника пусть светят эти семь лампад". И сделал так Аарон: к лицевой стороне светильника зажег он лампады его, как Б-г повелел Моше» (Бемидбар, 8:1-3). В Мишкане было два предмета, символизирующих Тору. Один из них – это Ковчег Завета, где лежали скрижали, переданные Всевышним в руки Моше, и свиток Торы, записанный его рукой. Другой предмет - менора. Буквы, начертанные на камнях и на пергаменте, – Тора Всевышнего, на которой держится весь мир, а горящие свечи меноры – Тора в душе человека. Еврейская душа находит свое выражение в мире только как постоянное стремление человека разрушить жесткие рамки законов природы и раскрыть новые потенциалы бесконечного единства. И ее порывы, порождающие ясное ощущение духовности, и неожиданные идеи, и пророческие сны и видения похожи на вечное горение. И об этом сказано: «Свеча Всесильного - душа человека» (Мишлей). И чем сильней душа, тем острее ум, который постепенно переходит от земных категорий к духовным понятиям Торы, от поиска истины к ее непосредственному восприятию, когда силы сердца дополняют разум. Тора души – огонь и свет, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь. Тора - единое целое, не прибавить к ней ни одной буквы, ни одной идеи, и также не убавить от нее ничего. Подобно этому и менора должна была быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от нее нельзя было отсечь ни крошки. Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать. И тогда под перстом Всевышнего вспыхнул огонь четырех цветов - и появилась менора. Никакие силы природы не могут погасить этот свет. Посмотрите - и сегодня льется он из окон еврейских домов. Потому что то, что делает Всевышний, - вечно. Менора стояла сначала в Мишкане, а потом - в Храме, который построили в Йерушалаиме.Чистейшее оливковое масло наливали в ее лампады. Оливы старались брать с деревьев, росших около города Текоа, на земле, которую никогда не обрабатывали и не поливали. Созревшие оливы срывали с деревьев, и из каждой выдавливали для меноры всего лишь несколько капель. Заходя утром, чтобы очистить менору, коэн всегда заставал западную лампаду горящей. Он готовил все свечи для вечернего зажигания, наливая масло и меняя фитили, но западную лампаду оставлял, чтобы она продолжала гореть. И когда он приходил вечером, чтобы зажечь лампады меноры, эта лампада продолжала давать ровный свет. Он вынимал горящий фитиль, очищал лампаду, наливал новое масло и от продолжающего гореть фитиля зажигал менору, начиная с западной лампады.Это было чудо, обычное ежедневное чудо: ведь в каждую из семи лампад наливали одинаковое количество масла, которого должно было хватать только на одну ночь. Но с началом распространения эллинизма настал момент, когда свет меноры стал ослабевать, а западная лампада начала гаснуть все раньше и раньше. Что же случилось? Когда не поддерживают огонь, свет слабеет. А тьму не надо разжигать и раздувать: она приходит сама... Многие евреи потянулись за эллинизмом, забыв, что свет, который подарил Всевышний Своему народу, пронизывая пространство и время, проникает в сердце человека, даруя ему настоящую радость - радость близости к Творцу. Когда сыновья Израиля сближаются с народами, забывшими об источнике, постоянно дающем силы существования вселенной и каждой крупице мироздания, в еврейскую среду проникает жажда наживы, властолюбие, обман и господство инстинктов над силами разума и души. И даже великие люди, всегда отличающиеся праведным поведением и сохраняющие высокие качества души, оказываются подверженными процессам, происходящим со всеми: сердца их становятся не столь широко открыты для света, и они в значительной степени утрачивают целостное восприятие всего существующего. Свет меноры становился все слабее, и западная лампада погасала все раньше... Но когда в дни Хашмонаев вспыхнул огонь еврейской души и зажег огонь восстания, вернулись силы горения меноры и произошло чудо: когда масло первый раз налили в лампады, начиная служение в освобожденном Храме, оно горело восемь дней и ночей ровным и спокойным пламенем. С помощью этого чудесного света Всевышний как бы говорил Своему народу: «Самая высокая духовность не вторгается в этот мир как разрушительная сила, меняющая законы природы. Величайшее чудо состоит в том, что происходит совмещение высших и нижних миров: материальные формы остаются прежними, но потенциал материи из-за ее соприкосновения с бесконечностью становится неисчерпаемым - горение свечи может продолжаться бесконечно, и лишь заповедь, обязывающая человека проявить свое участие, заставляет его очистить лампаду, налить в нее новое масло и поменять фитиль. Я был с вами в годы радости, но Я не оставляю вас и в тяжелое время. Хотя вы не видите и не замечаете этого, Я всегда готовлю спасение. Враг всегда падет поверженным, потому что огонь Мой - среди вас, и Я поддержу его даже тогда, когда у вас не хватит масла».                                                                                                                                 ...
Читать далее...
372

Из истории сионизма: От Уганды к Эрец Исраэль

No Comments
   В 2003 году весь еврейский мир отмечал скорбную дату 100-летия кишиневского погрома. Интересно, что именно после этих событий, случившихся в 1903 году, евреи стали лучше понимать необходимость борьбы за свой национальный очаг. ...
Читать далее...
371

Не учите нас жить!

No Comments
   Многие не знают о том, что религиозная пропаганда, имеющая своей целью склонить евреев к изменению своей веры, запрещена в Израиле, и все бесплатно распространяемые брошюры христианского толка и христианские благотворительные мероприятия являются прямым нарушением государственного закона нашей страны.     Целый ряд организаций и объединений борется с этим явлением, однако общественное мнение еще не сформировалось в достаточной степени, чтобы закон о запрете миссионерской деятельности стал применяться против в полной мере. Христианская пропаганда никогда не представляла угрозы для еврейских общин, так как лишь в редких случаях люди по тем или иным причинам соглашались изменить своей вере. Еврей по природе своей и свойствам своей души не может быть никем другим. Он всегда остается самим собой - потомком совершивших исход из Египта, перешедших через Тростниковое море, стоявших у горы Синай, вошедших в Землю Израиля и завоевавших ее. ...
Читать далее...
368

По какой причине так важно быть похороненным в Израиле?

No Comments
 Известно, что с тех пор, как евреи оказались в изгнании, принято просить в завещании похоронить себя в Святой Земле. По какой причине так важно быть похороненным в Израиле? Владимир Певзнер, Казань (Россия) Хочу начать с того, что Вы абсолютно правы, когда утверждаете, что из поколения в поколение, на протяжении всей еврейской истории, евреи, оказавшиеся за пределами своей страны, делали всё возможное, чтобы быть похороненными в Израиле. В таком стремлении можно, конечно же, видеть универсальное желание быть похороненным на родине, присущее каждому человеку. Однако в последние 2000 лет большинство евреев жили за границей, и их семейные могилы находились в местах проживания. В свете этого странно слышать, что некто просит похоронить себя в тысячах километрах от семьи и родственников. Существует широко известное мнение о том, что в конце дней, при воскрешении из мёртвых, первыми восстанут из могил евреи, похороненные вблизи Храмовой Горы. Обратившись к еврейским источникам, мы увидим чрезвычайно интересные высказывания мудрецов, указывающие на дополнительную причину. В Талмуде говорится: «Каждый, кто похоронен в Земле Израиля, как будто похоронен под жертвенником Иерусалимского Храма» (трактат Ктубот, лист 111). В другом месте добавляется: «Каждый, кто похоронен в Земле Израиля, как будто похоронен под жертвенником Иерусалимского Храма, поскольку вся Земля Израиля подобна жертвеннику. А каждый, кто похоронен под жертвенником, будто лежать под Престолом Всевышнего» (Авот де раби Натан, 1:26). Чтобы попробовать понять смысл этих цитат, добавим ещё одну: «Человек сотворён от места своего искупления» (Берейшит раба, 14:8). В последнем высказывании мудрецы говорят о том, что земля, из которой был сотворён человек, взята с Храмовой Горы в Иерусалиме, а именно с места, предназначенного для жертвенника. Жертвенник, который был построен в Храме во времена царя Шломо, стал местом вознесения жертв, искупающих человеческие грехи. Таким образом, в самом Творении заложено исправление будущих недостатков в случае их появления. Согласно нашей вере, даже абсолютный праведник не защищён от греха. Соответственно, приближаясь к собственной смерти, еврей трепещет перед встречей с Творцом, на которой будет оценена вся его жизнь и все поступки. Страстное желание быть похороненным в Земле Израиля объясняется, таким образом, стремлением к близости к Престолу Всевышнего. ...
Читать далее...
Дом

Дом

No Comments
«Дом может быть построен из нескольких тысяч кирпичей, но дом – это намного больше, чем кирпичи.   Здесь перед нами два способа восприятия. Один человек может видеть отдельные кирпичи и при этом не видеть дома.  Другой может видеть дом и не осознавать, что он состоит из отдельных кирпичей. Иногда, глядя на что-то как на набор отдельных объектов, человек может прийти к выводу, что составляющие части противоречат одна другой.  Глядя на предмет как на нечто целостное, однако, человек видит, что противоречие разрешается. Часовой механизм, например, состоит из пружины, которая приводит его в движение, и из ряда шестеренок и зубчатых колес, которые это движение замедляют. Тот, кто незнаком с назначением механизма, придет в замешательство. «Если они хотели, чтобы пружина вращала колеса, зачем же так тормозить ее движение?» ...
Читать далее...