377

Онкелос

June 21, 2003 Автор: Моше-Шломо Чореф - No Comments
Хане Ивановой посвящается
 

    Страшное, черное время наступило после разрушения Храма Титом. Правители Рима считали себя богами, на них, как на идолов, молились миллионы людей. Но еврейская жизнь не прекратилась.

  Римские историки описывают много случаев перехода знатных греков, римлян, целых восточных династий (правителей Эмессы, Киликии и Адиабены) в иудаизм. Мало того, известны случаи приближения к иудаизму и даже обращения в еврейство представителей знатнейших римских семей, элиты народа-победителя.

  Любой человек, открывающий Хумаш, замечает на каждой его странице столбец текста на арамейскиом языке – Таргум. Автором этого перевода Торы с иврита на разговорный язык тогдашнего Древнего Востока является человек по имени Онкелос.

  Что нам о нем известно? Обратимся сначала к нашим, еврейским источникам. Онкелос родился в Риме, принадлежал к роду Флавиев, был племянником Тита и Домициана. Он получил очень хорошее образование, знал много языков. Онкелос обладал не только ясным умом, но и чистым и благородным сердцем и возвышенной душой.

  Он познакомился с иудаизмом благодаря еврейским мудрецам, случайно попавшим в Рим, решил принять их религию и поселиться в Иудее. Он стал учеником рабби Элиэзера бен Урканоса и рабби Йегошуа бен Хананья, был преданным товарищем Раббана Гамлиэля.

  В Талмуде Онкелос всегда упоминается рядом с ним. Известно, что на похоронах Раббана Гамлиэля Онкелос сказал: «В моих глазах Раббан Гамлиэль более важен, чем сто римских цезрей». Дядя-император не мог смириться с «изменой» Онкелоса. Трижды он посылал за ним солдат, приказывая им вернуть бунтовщика в Рим. Но… – происходило чудо, и грубые вояки под влиянием доводов Онкелоса принимали иудаизм.

  В конце мудрец сам пришел в Рим и встретился с «господином и богом» Домицианом, как этот император приказывал себя именовать. Онкелос убедил правителя Рима в том, что не только цезарь, но и он, мудрец, имеет право выбора.

  Обращаясь к римским источникам, прибегнем к уловке. Раз, согласно Талмуду, Онкелос принадлежал к династии Флавиев, следует попробовать найти в жизнеописаниях ее представителей человека с подобной судьбой. И действительно, одна из хроник пишет о переходе в еврейство знатнейшего римлянина, племянника Тита – Флавия Клемента. Он был очень образованным человеком. Флавий Клемент отошел от двора, хотя и занимал государственные должности согластно своему положению. Он жил вместе с семьей – женой Домициллой и детьми, позже усыновленными Домицианом и известных как Флавий Веспасиан и Флавий Домициан – в уединенном поместье близ Рима.

  В 95 г. н.э. все резко изменилось. Император проводил очередную «чистку». Ее жертвами стали, среди прочих, и антиримски настроенные представители знатных фамилий. Римский историк III в. Кассий Дион пишет: «В том же году вместе со многими другими убил Домициан и консула Флавия Клемента, хотя тот доводился ему племянником и женат был на его родственнице… оба были обвинены в безбожии. За это же самое были осуждены и многие, уклонившиеся в иудейские правила».

  Итак, римские историки также описывают судьбу знатного римлянина, племянника Тита, перешедшего в иудаизм. При сравнении в судьбах Онкелоса и Флавия Клемента обнаруживается поразительное сходство. Происхождение, жизнь, убеждения – одинаковы.

  Возможно, Флавий Клемент, ставший Онкелосом, создал Таргум. Даже то, что Клемент был казнен за свои убеждения, мне кажется абсолютно реальным окончанием жизни для знатного римлянина, сделавшего подобный выбор.