382

Недельная глава Шлах: Сорок лет блуждания и две тысячи лет изгнания

June 28, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Через год после Исхода было завершено строительство Мишкана, сделавшее пребывание Б-га в среде народа постоянным. И тогда сыны Израиля направились к границам Земли Кнаан, достигнув их через 11 дней. Они расположились станом в Кадеш Барнеа, готовясь завершить Исход: войти в Святую Землю, уничтожить идолопоклонство, жестокость и ложь сначала в Израиле, а затем и повсюду – преобразовать весь мир так, чтобы осуществились слова пророчества: «Наполнится земля знанием Б-га» (Йешаягу) . Но этого не произошло. Через сорок лет после трагических событий Моше вспоминал о случившемся, стремясь объяснить евреям основную причину ошибки предыдущего поколения, совершившего Исход из Египта и не захотевшего войти в Землю Израиля, а потому обреченного Всевышним доживать свои дни в пустыне.
«Сказал я вам: «Дошли вы до горы эмореев, которую Б-г, Всесильный наш, дает нам», – вспоминал Моше те слова, с которыми он сорок лет назад обратился к людям, как полководец обращается к войску перед штурмом крепости. «Смотри, дал тебе Б-г, Всесильный твой, землю эту, ступай и овладей ею, как говорил тебе Б-г, Всесильный отцов твоих, не бойся и не страшись». Но все вы подошли ко мне и сказали: «Пошлем людей перед собою, чтобы они разведали землю эту…» (Дварим, 1:20-22).
Разведали… Не разведать дороги и слабые места крепостей хотели сыновья Израиля, а посмотреть и проверить, хорошая эта земля или нет. Почти никто из этого поколения не понял, что Всевышний дарует не землю как поле или виноградник, а возможность всегда быть с Ним – ощущать Его Присутствие: идешь за плугом, сеешь, собираешь урожай, строишь дом – и каждое движение, и дыхание, и сама жизнь обретают вечный смысл, делают человека умнее и лучше, еще полнее раскрывая заложенные в нем Образ и Подобие, а значит – приближают к Творцу мира. Возвращение в Землю понимается как возвращение к Б-гу, а о том, кто живет за пределами Земли Израиля говорится, что у него как будто нет Б-га (Ктубот 112а). Если человек ориентирован на духовность, если для него благо – быть с Б-гом и он не бежит от Него, чтобы спрятаться за деревьями, как Адам после первого преступления, – тогда ему хорошо на этой земле как в материальном, так и в духовном плане, независимо от величины и количества плодов. Однако тому, кто не понимает сам, объяснить это невозможно, так же как невозможно рассказать об ощущениях: о красках – слепому, о музыке – тому, кто никогда не слышал. Земля Израиля не раскрывается людям, погруженным в материальные проблемы. Как любая духовная сущность, эта земля видится человеку такой, какой он хочет ее видеть – подобно ману, который, оставаясь круглым и прозрачным, имел вкус той пищи, которую человек хотел есть.
Среди 12-ти человек, посланных «разведать землю», был Ошеа, любимый ученик Моше. Моше обращается ко Всевышнему с молитвой и просит спасти его от «совета разведчиков». Он изменяет его имя на Йеhошуа: добавив йод, превращает это имя в два, слившихся вместе слова: «Всевышний спасет» . Кроме того, буква hэй, с которой начинается имя Ошеа, часто используется для вопроса: «А есть ли? А правильно ли? А хорошо ли?..» А Земля Израиля не постигается через вопросы и ответы – она раскрывается сердцем. Поставив йод на первое место, Моше придал Йеhошуа дополнительную способность целостно воспринимать действительность: буква йод, похожая на точку, олицетворяет единство и цельность.

Второй человек, намерения которого были и остались чисты, – Калев. Как только разведчики вошли в Землю, он отделился от них и с огромным риском направился к могиле праотцев в Хевроне. Там, на могиле Авраама, Ицхака и Яакова, он просил у Всевышнего, чтобы ему было дано почувствовать Землю так же, как чувствовали ее они. Тогда, вернувшись на стоянку к народу, он сможет сказать: «Хороша земля эта очень-очень».
Разведчики, по поручению Моше, принесли с собой плоды Земли. Но показав плоды людям, они сказали: «Насколько велики плоды, настолько велики и люди, проживающие в той земле, и одолеть их невозможно». Родившийся страх не позволил ощутить и осознать святость Земли. Народ не услышал Калева и Йеhошуа, которые повторяли: «Хороша земля эта очень-очень».
Хороша, потому что хороша сама по себе, и хороша, потому что делает хорошим того, кто готов воспринимать ее благо. Калев обратился к народу. «Непременно взойдем и овладеем ею», – говорил он, но его слова остались неуслышанными. Народ плакал и был на наказан за это упорное непонимание – непонимание того, что Присутствие Всевышнего проявляется не только на горе Синай и не только в переносном Храме, и что каждое движение руки человека, преисполняясь святости, в Святой Земле становится силой, пробуждающей все новое и новое раскрытие через руки, держащие копье, лук и стрелы, через страх и бегство врагов добра и правды, через виноград, инжир, финики, гранаты, маслины, пшеницу и рожь – плоды, которыми славится Земля Израиля.

Когда говорят о самом трагичном дне в еврейском календаре – девятом числе месяца Ав, то вспоминают, что в этот день дважды был разрушен Храм: в 422 г. до н. э. – халдеями, а в 68 г. н. э. – римлянами. И гораздо реже вспоминают, что в этот день вернулись разведчики и сказали: «Это земля, пожирающая живущих на ней» . Народ плакал и отказался войти в Землю, дарованную Б-гом.
Это забывание объясняется тем, что раскаяние – самая трудная заповедь: человек подсознательно пытается скрыть самый тяжелый и самый очевидный грех, который, казалось бы, он должен был бы признать сразу, ужаснуться содеянному, просить прощения у Творца и исправить все, что только в его силах.
Мы без конца повторяем: «Первый Храм был разрушен за преступления человека по отношению ко Всевышнему, а Второй – за преступления людей по отношению друг к другу». Однако ни то, ни другое невозможно исправить, пока не будет выявлен корень и причина грехов. И тогда мы поймем, что это не две болезни, а одна, и сможем излечить ее.
На настоящую причину указывает Тора: оба Храма были разрушены в тот день, когда народ отказался войти в Землю. Причина всех бед – нежелание жить с ощущением святости всего, что окружает человека, включая самые будничные вещи. С годами это нежелание раскрывается как цепочка преступлений по отношению к Б-гу и к людям и приводит к разрыву связи с Творцом (то есть разрушению Храма) и изгнанию.
Грех этот не исправлен и по сей день. Довольно часто приходится слышать, что пока не проявилось Б-жественное Присутствие, не следует жить на Святой Земле. Но как же Оно проявится, если здесь не будет евреев?! Для кого проявится Оно? Раскрытие кто-то должен воспринять. Раскрытие возможно только тогда, когда весь народ собран вместе и никто не остался вдалеке.

Тора требует от еврея жить в реальном мире и привносить в него святость, а не превращаться в ангела, переходя в область чистой абстракции: «Когда будешь есть плоды рук своих, счастлив будешь и будет тебе хорошо». Точно так же она требует от народа создать реальное государство, способное самостоятельно решать военные, экономические и духовные проблемы, а не жить постоянно мечтой об олам аба – будущем мире. Тора раскрывает все хорошее, что есть в человеке, если он, подчинившись ее законам и достигнув их глубокого понимания, живет и работает на Земле. А положительные черты, присущие обществу в целом, проявляются в реальной действительности, когда согласно тем же законам, правильно осмысленным и хорошо осознанным, создается государство. Иными словами, народ, объединяя свои усилия во имя достижения той цели, ради которой он был создан, раскрывает свои истинные внутренние свойства, заложенные в нем Б-гом. Этот процесс трудно описать с математической точностью – действие многих факторов делает путь к исправлению общества сынов Израиля похожим на горную дорогу, то поднимающуюся вверх, то круто спускающуюся вниз. Для возрождения нации необходимо решить многие проблемы, которые накапливались столетиями и проявились только в тот момент, когда началось строительство государства.
Построение справедливого, устойчивого и процветающего государства – самая сложная задача из всех, которые Тора поставила перед сынами Израиля. История не знает ни одного примера, когда людям удалось бы приблизиться к ее решению, кроме, быть может, еврейского царства во времена Шломо.

Руины древнего
Иерусалима

 

Иерусалимский Храм в огне