894

Суббота в Армии

No Comments
.  Я тогда служил на пограничной заставе, расположенной на египетской границе, в районе горы Хариф – Ницана. Пограничная застава маленькая, скорее наблюдательный пункт с персоналом в 4 человека. Главная задача – ведение наблюдения за районом границы, включая египетскую погранзаставу и ооновский пункт рядом с ними. У меня была мощная подзорная труба с разрешающей способностью в 3 километра. Было смешно и жалко смотреть, как раз в день везли египтянам на грузовике цистерну из которой все время выплескивалась вода. Мы, конечно, пользовались водопроводом. Египетские пограничники на КПП выпрашивали хлеб у своих израильских визави. ...
Читать далее...
893

Феномен еврейской школы в Украине

No Comments
    Еврейская школа в Украине. Что это - долгожданное счастье, нужное учебное заведение, или временное пристанище для отъезжающих на ПМЖ в Израиль, США или Германию?    Попробуем разобраться. Мой старший сын окончил государственную украинскую школу. Сейчас он - студент технического университета, атеист, прагматик, в общем, типичный юноша со своим негативизмом. А вот когда встал вопрос, в какую школу идти дочке, то мы с мужем приняли совместное решение - учиться она будет в еврейской школе. Гуманитарная направленность школы: углубленный иврит, английский, музыка, изучение традиций и изобразительное искуcство - все это с нашей точки зрения было идеальным вариантом для развития творческих способностей ребенка.    Еврейские школы разные. Некоторые из них проводят отбор согласно галахе, и потому малочисленны. В школе обязательно изучают иврит и еврейские традиции, а общеобразовательная программа соответствует государственной. Дети проводят там целый день. Здесь предусмотрено полноценное кашерное питание, дневной сон для первоклассников и, конечно же, искренняя забота учителей и всего персонала. Как альтернатива украинской государственной школе, проблемы и „болячки” которой известны всем, еврейская современная школа имеет безусловные преимущества.    Однако, многое оказалось не таким уж простым. Дефицит учителей-евреев не может не сказываться на атмосфере школы, она просто перестает быть еврейской. Учителя - не евреи по национальности вносят иную тональность в атмосферу школы. Это не националистическое утверждение, а просто наблюдение человека, который многое понимает и видит. ...
Читать далее...
884

Настоящая история

No Comments
   Эту историю рассказал мне еврей, наружность которого выдавала его принадлежность к людям верующим. Да и много ли надо, чтобы тебя тут же идентифицировали: кипа на голове, скромная одежда, ну и еще борода, скажем.     Мы не были знакомы. Но в Израиле «знакомство» или «незнакомство» совершенно не предполагает, что нельзя поговорить. Останови любого случайного прохожего и тут же выснишь, что у вас общие родственики, или что вы служили на одной базе почти в одно и то же время, или что вы одинаково возмущены экономическим положением в стране. Короче, в Израиле не принято молчать. Вот и мы разговорились.    - Я хочу тебе рассказать, как произошел переворот в моей жизни, - начал рассказ мой собеседник. - Мы с женой и тремя маленькими детьми жили в Верхней Галилее и были членами социалистического киббуца Хокук. Это очень живописное место. С высоты гор открывается совершенно потрясающий вид на голубую чашу Тивериадского моря и уступы голанского плато. Дети в киббуце большую часть дня находились в «детском доме» - чтобы не мешали родителям. Но в пятницу их отпускали на несколько часов домой, чтобы и родители могли внести свою лепту в их воспитание. И поэтому по пятницам я всегда готовил им вкусные вафли и припасал новую книгу сказок. ...
Читать далее...
885

Недельная глава Микец: Два брата

No Comments
Только Йосефу передал Яаков то, что он выучил в школе Шема и Эвера (Раши), где он когда-то провел четырнадцать лет. Что же это за уникальные знания, которые остались неизвестны остальным братьям? Шем и Эвер разъясняли своим ученикам причины потопа - катастрофы, постигшей человечество, погрязшее в идолопоклонстве, грабеже и разврате. Они постоянно говорили об ответственности праведника за все поколение и приводили в качестве отрицательного примера Ноаха, который не смог посеять семена добра и справедливости в окружавшем его мире и потому в большой степени несет ответственность за гибель поколения. Шем критически относился и к самому себе. Он вспоминал то время, когда жил в городе Шалем и пытался спасти все человечество принесением жертв. Его называли священником Высшего Б-га. Однако, увидев, что люди катятся вниз по наклонной плоскости, оставил все и ушел жить в пещере. Там-то и нашел его Яаков и пробыл у него 14 лет. Именно Шем научил нашего праотца тому, что праведность одного человека может спасти мир.  Этим объясняется и поведение Йосефа и его сны. Он считал себя обязанным рассказывать о недостатках братьев отцу, чтобы тот повлиял на них, а ночные видения, в которых он видел себя стоящим в центре мира, так что даже солнце и звезды склоняются перед ним, должны были объяснить окружающим, что их существование зависит от праведности Йосефа и способности повлиять на все человечество. Ибо если не заставить людей стать на пути добра, мир окажется бессмысленным, а все бессмысленное обречено на исчезновение. Недаром сказано «Праведник - основа мира». Получив власть над Египтом, Йосеф использует свое положение, чтобы привести братьев к раскаянью и осознанию той ошибки, которую они совершили, продав его в рабство. Кроме того, он преобразует весь Египет. Его цель - отделить тех людей, которые способны понять учение, передающееся от Авраама, от основной массы египтян. Он селит их в отдельных городах и велит сделать обрезание. Впоследствии именно их потомки вышли вместе с сыновьями Израиля из Египта.  Яаков ни с кем больше не говорил о том, что от одного человека может зависеть судьба всего мира, так как именно в Йосефе он видел того, кто способен повлиять на все человечество и вернуть его к праведной жизни. Но власть к нему должна была перейти не благодаря физической силе, а исключительно за счет благословения Вс-вышнего. ...
Читать далее...
887

Обыкновенный француз

No Comments
    Более ста лет тому назад, осенью 1894 года, во Франции начался судебный процесс, послуживший катализатором знаковых изменений в еврейской истории.    Еврей по национальности, офицер французского генерального штаба по должности, Альфред Дрейфус был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Германия считалась тогда наиболее опасным врагом Франции. Дело Дрейфуса вызвало серьезный резонанс, как во Франции, так и за ее пределами. На пороге был двадцатый век с его глобализаторскими тенденциями, и новости быстро становились достоянием всей планеты. ...
Читать далее...
888

Человек, свеча и дом его

No Comments
В дни Хануки каждый еврей становится коэном, совершающим священное действие - зажигание огня, подобного огню меноры. Со свечами, горящими у входа, на подоконнике или на столе, в дом входит свет Храма, даруя нам ни с чем не сравнимое ощущение святости еврейского дома. Говорят, что тот, кто смотрит на ханукальные свечи, обретает новые силы души, возвышающие человека. Но почему же мудрецы, обязавшие нас в дни Пурима собираться и читать свиток Эстер при большом стечении народа, не постановили зажигать ханукальные свечи в синагоге, а заповедали каждому зажечь их в своем доме? Ведь зажигание светильника в синагоге больше походило бы на служение в Храме, и больше бы соответствовало тому чуду непрерывного горения меноры на протяжении восьми дней, о котором мы стремимся рассказать всем евреям. Но сказано (Трактат "Шабат", 21а): "Человек, свеча и дом его" - это необходимые условия, чтобы зажигание свечей могло превратиться в духовное действие - заповедь. Во многих синагогах принято зажигать ханукию, но это лишь напоминание о праздничном характере дней, и тот, кто присутствовал при зажигании ханукальных огней в общественном месте, не исполняет заповедь и, вернувшись домой, должен сам зажечь свечи. ...
Читать далее...
Антисемитизм в Украине. Что это – идеология “убежденных” или новая козырная карта в современной украинской политике?

Антисемитизм в Украине. Что это – идеология “убежденных” или новая козырная карта в современной украинской политике?

No Comments
Сегодня, когда Украина находится в глубоком политическом кризисе, естественно, что многие чего-то ждут от евреев. Да и сами евреи ждут, станут ли они в очередной раз жертвой очередного "кризиса". За последние несколько лет ситуация с антисемитизмом была относительно спокойной. Этому благоприятствовали демократические преобразования в стране, произошедшие за последние полтора десятилетия. Государственный антисемитизм и его всплески, по мнению французского политолога Эрве Натана, всегда сопутствует периодам кризиса демократии в государстве. В Украине, ставшей в 1991 г. независимым государством, антисемитизм пошел на убыль в связи с массовой эмиграцией евреев из страны. Однако количественные изменения в численном составе евреев, практическое их отсутствие сейчас в стране не сделали антисемитскую тему неинтересной ввиду отсутствия оппонентов. Если взять, к примеру, дружественную Польшу, из которой приехал в качестве посредника в переговорах оппозиции и власти президент Александр Квасьневский, то на эту животрепещущую тему сказать украинским братьям нечего. В Польше евреев нет, но от этого ненавидеть их там не стали меньше. Очень бы хотелось надеяться, что революционная молодежь в оранжевых бантиках будет толерантна к молодежи с другой символикой и другим фенотипом. Но, изучая городские граффити на стенах, я, как киевлянка, могу заметить, что их стало за период предвыборной кампании не просто больше, а значительно больше. То есть, очевидно, "Киса и Ося были тут", и не один раз. Если не обращать внимания на факты настенных росписей, пока настораживаться вроде как не следует. Когда-то Маргарет Тэтчер задали вопрос: "Есть ли в Британии антисемитизм?" Она ответила: "Нет. Мы, британцы, не считаем себя глупее евреев". Ответ блестящий, надеюсь, что современные украинцы не думают иначе. Однако есть настораживающие тенденции. МАУП - Международная Академия управления персоналом - элитное коммерческое заведение в Киеве, которое растит чиновников всех видов, взяла бодрый антисемитский курс. А как будут проводить ее политику на "местах" выпускники академии? Печально известный раунд с газетой "Сельские вести", тираж которой полмиллиона экземпляров, закончился уверенной победой "демократического фермерства" Украины. Газету не закрыли, потому что, оказывается "евреи требовали газету закрыть". МАУП активно участвовала в горячих баталиях в поддержку издания. Ректор академии, под отеческим крылом которого издается журнал "Персонал", уже не первый год все активнее призывает к борьбе с сионизмом, который, с их точки зрения, представляет угрозу всему человечеству. Чем не газета "Правда" восьмидесятых годов в СССР? Поводом для этих публикаций становится палестинско-израильский конфликт. Очевидно, будущим украинским чиновникам виднее, кто главнее и лучше на Ближнем Востоке и кому там надо жить с их точки зрения. Мероприятия МАУП носят масштабный характер. Проводятся семинары, издаются книги, разоблачающее "мировое зло" сионизма и обвиняющее евреев во всех бедах в Украине. Бурная антисемитская пропаганда МАУПа совершенно не бескорыстная. Установлены тесные контакты между руководством академии с некоторыми арабскими странами. В академии построен арабский центр, растет число студентов-арабов, представителей мусульманских стран. Абсолютное молчание украинских властей против грубой, но методичной работы МАУП, легимитизация антисемитизма в стране может привести к крайне негативным последствиям. Книжный рынок "Петровка" - место, где идет бойкая торговля антисемитской литературой в основном российских издательств - замечеательное подспорье как журналу "Персонал", так и всем радетелям антисиониоистского движения. Лавина литературы разнообразных московских изданий - от "Протоколов Сионских мудрецов" и "Жидомасонского заговора" до откровенных мерзостей напоминают время разворачивания деятельности небезывестного общества "Память" в конце 80-х - начале 90-х годов. Очевидно, в Москве это тоже читают с интересом, потому и тиражи солидные. Промывание мозгов на еврейскую тему имеет глобальный характер. Устоит ли Украина в этом "доброжелательном" просвещении населения? Вопрос не простой. Что касается тривиальных вандалистстких приемов - погромов на кладбищах и обрисовывании синагог, то в Украине обстановка с этим вполне терпимая. Локальные вспышки подобных явлений были, есть и будут, пока государству это будет безразлично. С проявлениями такой формы антисемитизма борются еврейские общины на местах своими силами и привыкли к этому, как привыкает человек к плохой погоде. Хотелось бы верить в то, что кандидаты в президенты, которые напоминают уже боксеров-профессионалов, обратят внимание на малочисленный, упорный и умный народ. Который хочет жить в мире и согласии, где бы он не находился. ...
Читать далее...
Ханукальные комары

Ханукальные комары

No Comments
"Один могущественный правитель завоевал все окрестные народы, и в приступе гордыни решил завоевать и Того, Кто правит всеми. Там, наверху приговорили правителя к смерти: от комара. Комар, которому поручено было выполнить приговор, залетел в ухо правителю, и начались муки. Ни вода, ни масло оливковое не помогли, и тогда один знахарь предложил бить в барабаны. Комар сильно испугался, уже хотел вылететь, но он верил в Б-га, надеялся на Него, и, пересилив страх, зажужжал еще сильнее. Не выдержав долгой бессонницы, правитель умер, и на Суде ему показали, за что и от кого". Мой попутчик, огромный "теймани" в кипе, выдал мораль, из его уст прозвучавшую как-то особенно, по-еврейски парадоксально. ...
Читать далее...
Из истории еврейской общины города Хуст

Из истории еврейской общины города Хуст

No Comments
Хуст как укрепленный город был известен еще в 10-11 столетии и входил в состав Киевской Руси. Еврейская община в Хусте была создана в середине 18-ого столетия и насчитывала к 1792 году 14 семей. Первым рабби города в 1812 году был назначен Яков из Жидачова. В середине - 19-го века община Хуста стала одной из наибольших и самых важных в северной Венгрии, главным образом благодаря авторитету Моше Шика, который являлся раввином Хуста с 1861 по 1879 год. В 1920 -1938 годах, когда Хуст находился под властью Чехословакии, в городе велась активная еврейская жизнь; в 1923 году пять членов городского Совета были евреями. К 1921 году число Евреев, живущих в городе, насчитывало 3391 человек, а к 1930 году количество увеличилось до 4821 человек. Весной 1944 года около 10000 человек из Хуста и региона были вывезены фашистами в лагеря смерти. К апрелю 1944 года город был объявлен очищенным от евреев. Во времена Советского Союза синагогу несколько раз пытались силой забрать под клуб обувной фабрики. Но стойкость еврейских женщин, которые постоянно дежурили под синагогой, не позволила занять синагогу. Количество людей, которые приходили на молитву, было настолько велико, что в синагоге не хватало места. ...
Читать далее...
879

Страницы истории

No Comments
   Хашмонаи, сыновья Матитьяу, были коэнами. Йеуда, освободив Йерушалаим и возобновив служение в Храме, завершил первый этап освободительной войны. Он стал правителем Иудеи, хотя и не называл себя царем. Вслед за ним правили его братья Йонатан и Шимон.    Йоханан Гурканус, сын Шимона (правил с 118 до 110 г. до н. э.), уже был не только первосвященником, но и царем. Он стремился создать прочное государство и расширить его границы, заботился о единстве еврейского народа и сделал закон Торы основой повседневной жизни. Однако он не обладал такой же праведностью, как его предки. Но наибольшую опасность для будущего представляли его дети, сблизившиеся с евреями из богатых семей, находившимися под влиянием греческого образа жизни. Йоханан предчувствовал, что они совсем оставят пути Торы, но не мог вернуть их к соблюдению заповедей. К концу жизни он и сам попал под влияние цадукеев. Поэтому говорят (Брахот, 29а): «Никогда, до дня смерти своей, не полагайся на себя (на свою непогрешимость), так как Йоханан, первосвященник, восемьдесят лет заходил (в Йом Кипур) в Святая Святых (чтобы принести воскурения), а под конец (жизни) стал цадукеем» (Иудейские древности, 14:2; Сэфер йюхасим).   "После смерти царицы Шломит Александрии воцарился в Йерушалаиме ее первенец Гурканос, а младший сын Аристобул пошел на него войной. И это в то время, когда римские легионы стояли у границ Иудеи и жадными глазами смотрели на богатства Святой земли. И обещал Гурканос Харатату, царю аравийских племен, вернуть земли, которые отвоевал у него отец его Александр Янай, и вышел против Аристобула Харатат. И потерпел Аристобул поражение, и многие оставили его, и бежал Аристобул в Йерушалаим. А Гурканос и Харатат осадили город. И увидел народ, что пути потомков дома Хашмонаев подобны путям неевреев и что неевреев привели они к Святому городу. И отчаялся народ, и оставил надежду на дом Хашмонаев. И мудрецы не оказали поддержки ни одному из братьев. И усилилась война вокруг Йерушалаима. И народ бедствовал, и многие голодали. И все, что было достигнуто во время правления праведной матери-царицы Шломит Александрии, было разрушено за несколько месяцев братьями, возненавидевшими друг друга.    В это время Помпей, римский консул в Армении, послал часть своих войск в Дамаск под начало Сикверия. И сбросили два брата величие Израиля с небес на землю. И послали оба они богатые подарки Сикверию, и каждый умолял его о помощи. И стали братья наказанием для всего народа, и открыли двери чужеземцам в страну Хашмонаев. И стала ненависть братьев друг к другу причиной утраты независимости. И продолжалась осада, и не могли одолеть ни те, ни другие. Но, несмотря на все трудности осады, совершались ежедневные жертвоприношения в Храме. И те, что в городе, каждый день спускали со стен корзину с золотом, а те, кто снаружи, клали в нее барана. И был там один старец-злодей, который владел языком жестов. И воспользовался он своим умением, и объяснил осаждающим: «Все то время, пока они приносят жертвы, не попадут они в ваши руки». На следующий день, когда спустили корзину с золотом, те, кто внизу, положили в нее свинью… ...
Читать далее...