911

Спасенная ханукия

No Comments
Это маленькое чудо случилось со мной в 1972 году в лагере ЖХ17 Озерлага Главного Управления «исправительно-трудовых учреждений». Наступал праздник Ханука, и наша небольшая еврейская община решила отметить его как следует. Для нас, участников еврейского освободительного движения в СССР, Ханука в свое время стала первым еврейским праздником, с которым мы познакомились. ...
Читать далее...
906

Антенны и наша душа

No Comments
    Когда мать Моше была вынуждена оставить своего ребенка у Нила, она положила его в корзину, обмазанную дегтем снаружи и глиной изнутри. Мидраш, обращая внимание на то, что ковчег Ноаха был пропитан дегтем и снаружи и изнутри, делает вывод, что Моше от рождения обладал более сильным духовным потенциалом, чем Ноах, и был крайне чувствителен к любым раздражителям и, особенно, к запаху. И хотя мать Моше предпочла бы сделать корзинку более водонепроницаемой, она не могла пропитать ее дегтем и изнутри, так как это причинило бы настоящие страдания ребенку, которому была дарована душа великого праведника.   К любому еврейскому ребенку мы относимся как к праведнику и стараемся создать наиболее благоприятные условия для его развития. Когда он подрастает, мы продолжаем заботиться о том, чтобы оградить его от любого дурного влияния. И не столько из боязни, что он свернет с правильной дороги, а скорее потому, что все "обладающее дурным запахом" помешает его развитию и усвоению понятий и принципов Торы. А чем полнее и глубже будут его познания в Торе, тем ему легче будет в дальнейшем противостоять злу. Это справедливо не только в отношении одного человека, но и в отношении общества.    Хотелось бы, чтобы еврейская община находилась в условиях, которые благотворно влияют на ее духовный рост. В наше время средства массовой информации составляют существенный процент от тех сил внешнего мира, которые оказывают постоянное влияние на общество.     Трудно спорить с тем, что большая часть информации, поступающей по радио и телевизионным каналам, мало способствует укреплению и оздоровлению общества. Людям, обладающим элементарной культурой и придерживающимся нравственных принципов, они часто доставляют много неприятных ощущений и огорчений. Более того, они мешают духовному развитию индивидуума и общества. Многие люди, осознавая угрозу все нарастающего загрязнения планеты, самоотверженно борются за чистоту окружающей среды, но трудно найти человека, который посвятил бы себя борьбе за чистоту средств информации. ...
Читать далее...
Земля и люди

Земля и люди

No Comments
Традиция семьи Яакова В главе Шмот впервые появляется понятие "народ": "И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал народу своему: "Вот, народ сыновей Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, чтобы он не увеличивался, а ведь случись война, и присоединится он к ненавистникам нашим. И будет воевать с нами, и уйдет из земли" И поставили над ним управителей работами, чтобы мучить его тяготами, и построил он города-хранилища фараону Питом и Рамсес" (Шмот, 1:8-11). ...
Читать далее...
Young leadership seminar 17-19-th of December,2004, Kiev

Young leadership seminar 17-19-th of December,2004, Kiev

No Comments
На занятиях ...
Читать далее...
Семинар лидеров Бней Акивы 15-17 октября 2004 в Киеве

Семинар лидеров Бней Акивы 15-17 октября 2004 в Киеве

No Comments
Ведущая семинара Юлия Резник ...
Читать далее...
О  детском поэте Самуиле Маршаке  –  взрослым

О детском поэте Самуиле Маршаке – взрослым

No Comments
 В современной украинской школе, где учатся не только украинские и русские дети, но также дети евреев, в отличие от еврейских школ ученики практически лишены такого предмета, как русская литература. Уже более десяти лет в Украине творчество русскоязычных писателей изучается в разделе «Зарубежная литература». На заре становления украинской демократии в киевских школах (и не только киевских) «боролись» с русским языком. Всем известно, что в результате этой активной борьбы русский язык многие забыли, пишут с ошибками, говорят на непонятной смеси украинского с русским, а украинский, увы, так и не выучили. В одной из средних школ, которая была до 1991 года русской, а затем стала украинской, директор школы строго велел учительнице младших классов убрать из кабинета русские книжки. Учительница в слезах уговаривала «пристроить» куда-нибудь книги В. Бианки, А.Чарушина, К. Паустовского, С. Маршака, Э. Багрицкого и многих других прозаиков и поэтов, чтобы книги не пропали, а у нее не было бы неприятностей. Евреи - люди, как известно, мудрые и борьбу с русским языком в своих школах не вели и не ведут. В еврейских школах, помимо иврита, с первого класса учат русский язык и читают детям Корнея Чуковского и Самуила Яковлевича Маршака, хотя последнего нет в программе украинской общеобразовательной школы. Но не этой темы я хотела коснуться. Мне хочется, чтобы вы просто вспомнили о таком потрясающем детском поэте, стихи которого нам читали наши мамы и папы: про «Глупого мышонка», про «Человека рассеянного с улицы Бассейной», про «Усатого-полосатого» и многое-многое другое, чего нельзя стереть из памяти никакими сменами правительств и политических курсов. Самуил Яковлевич Маршак родился в Москве в 1887 году. Раннее детство провел под Воронежем. Он получил традиционное еврейское образование, с детства читал на иврите. Его отец, работая всего лишь на должности техника, прививал любовь Самуила к книгам, воспитывал в нем особый интерес к поэзии. Маршак учился в Петербурге в гимназии, но по состоянию здоровья вынужден был прервать занятия. В Петербургский университет Маршак принят не был по причине «политической неблагонадежности», поэтому в 1912 году он уезжает в Англию, где поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Все знают, что лучшими, блистательными переводами «Венка сонетов» В. Шекспира мы обязаны Самуилу Яковлевичу. ...
Читать далее...
Евреи диаспоры готовы защищать Гуш-Катиф

Евреи диаспоры готовы защищать Гуш-Катиф

No Comments
Вчера из уст министра внутренней безопасности Израиля Гидеона Эзры прозвучало заявление о том, что Израиль не помешает евреям диаспоры въехать в страну, даже если они планируют препятствовать ликвидации еврейских поселений в Гуш-Катиф. Правда, Гидеон Эзра не верит, что евреи специально приедут из других стран, чтобы вступить в противоборство с израильской армией и полицией, да этого и не произойдет, так как накануне начала депортации весь сектор Газы будет объявлен закрытой военной зоной, и потенциальные деятели сопротивления прорваться туда не смогут. Вчера же член Совета поселений Пинхас Валлерштейн, призвавший к противодействию закону о депортации евреев, сообщил о том, что получил сотни посланий по электронной почте от евреев диаспоры, выразивших желание приехать в Израиля для оказания сопротивления депортации. ...
Читать далее...
Отмена визита израильских медиков в Шри-Ланка

Отмена визита израильских медиков в Шри-Ланка

No Comments
Вчера был отменён запланированный вылет израильской гуманитарной миссии в Шри-Ланку, где недавно произошло разрушительное землетрясение, унёсшее жизни тысячи человек. Переговоры между Израилем и Шри-Ланкой завершились безрезультатно. Шри-Ланка выразила готовность принять медикаменты, воду и продовольствие, однако отказалась от помощи военных спасателей и хирургов. Сейчас Израиль взвешивает возможность отправки бригад медиков и спасателей в Индию и Таиланд. Сегодня по данным израильского консула в Таиланде Яакова Двира были найдены тела пяти человек, предположительно израильтян, однако пока не известны ни имена, ни какие-либо данные о них. ...
Читать далее...
“Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу” (Юрий Левитанский)

“Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу” (Юрий Левитанский)

No Comments
  Вопрос - ехать в Израиль или не ехать - на протяжении существования этого государства, можно сказать, стал сродни шекспировскому "быть или не быть". Для евреев, проживающих на постсоветском пространстве, он остается актуальным и по сей день. Массовая эмиграция евреев из Советского союза, начиная с конца семидесятых и по сегодняшний день, активное освоение Израиля современной алией дает основание думать, что вопрос для большинства "ехать или не ехать" не был праздным. Во второй половине восьмидесятых - начале девяностых я жила в Киеве, откуда происходил массовый отъезд евреев Украины. Я прекрасно помню колоссальные очереди под посольством Израиля, а также очереди "счастливчиков" под посольствами США и Австралии и других экономически развитых стран, включая Германию. У каждого соискателя билет в более благополучную жизнь был свой. Люди продавали квартиры (это было неслыханно трудно в то время), оставляли вещи, картины, престарелых родственников и любимых собак. Я помню, как мама моей близкой подруги Мина Марковна, раздираемая приступами удушья (у нее была астма) заказывала клетку для своей крохотной болонки Чапы. А собачку ей давно советовали кому-нибудь подарить врачи из-за этой самой астмы. Но Чапа в убийственно тяжелой клетке полетела-таки в Израиль. Люди обсуждали варианты, молодые ссорились с родителями, маленькие дети почти не учились в школах, а сидели в прямом смысле на "чемоданах", покуда родители бегали за очередными справками и бумагами. Моя же история была прозаической и весьма заурядной. Поскольку в Украине необходимо было официальное разрешение родителей на отъезд даже совершеннолетних детей, то, получив в 1990 году вызов из Израиля, мы не получили согласия родителей мужа на выезд. В Украине жизнь шла своим чередом. Евреи уезжали. Проводы стали банальным мероприятием. Первые письма и звонки оттуда еще были волнительными и трогательными, а потом все стало стираться, затушевываться и даже перестало болеть. У каждого человека свой собственный ответ на этот вопрос. Моральные обязательства у каждого свои и бремя этих обязательств разное. Я вспоминаю трагическую историю моих друзей. Обычная интеллигентная еврейская семья: родители и двое взрослых детей. Дима и Нина, мои ровесники, брат и сестра, уехали одновременно, оставив родителей в Украине. Дима поступил в ешиву. Его выбор родители не поддержали. Жизнерадостная Нина, веселая и энергичная, поступила в Иерусалимский университет, где продолжала образование. В письмах часто жаловалась родителям, что плохо переносит здешнюю жару. Родители, Зина Григорьева и Михаил Моисеевич, не собирались никуда уезжать. Но все произошло неожиданно и страшно. Красавица Нина внезапно скончалась во время лабораторных занятий в университете. Патологоанатомический диагноз звучал так: "Внезапная смерть. Острая коронарная недостаточность". Безутешные родители, похоронив Нину, через полгода после ее смерти уехали в Израиль. Вопрос - ехать или не ехать - у каждого носит личностный характер. Нет такой еврейской семьи в бывшем СССР, где вопрос отъезда решался бы легко, как если бы это была командировка. Кто-то прошел через "казематы" для отказников, кто-то "проскочил" без особых колебаний и сомнений. Раздираемые опасениями за будущую жизнь своих детей, изуверившиеся в перспективах своей нации в независимой Украине, евреи уезжали и, собственно, правильно делали. Атеистическая в своем большинстве алия начала девяностых отличается от сегодняшних потенциальных эмигрантов. Потенциальные эмигранты сегодня - очень разная публика. Многие из них стали благополучными в материальном отношении людьми, многие до сих пор не знают, куда себя пристроить. У многих остаются проблемы, завязанные в такой клубок, для распутывания которого потребуется целая жизнь. Как правило, люди неопределившиеся так и будут себе задавать до конца жизни один и тот же вопрос. Но правомочен ли он для еврея? Я обыкновенный обыватель и ответить за вас не смогу. "И придет день, когда Иерусалим станет нашим, а у меня еще будут силы работать, то первое, что я сделаю, это очищу тебя, Иерусалим"- писал Теодор Герцль. - "Все, что не свято, я уберу прочь, построю дома для работников вне стен" - продолжает он. И слова его звучат пророческой молитвой для евреев. Идите в "страну, текущую молоком и медом", оставьте сомнения. Нет у нас с вами другой земли и не будет. Мой племянник, который уехал три года назад в Израиль, заканчивает учебу в одной из ортодоксальных ешив. Этой осенью к нему приехала его бабушка, моя родная тетя. "Как можно жить без специальности?" - вопрошала она трагическим тоном. Пробыв там ровно месяц и вернувшись в Россию, она три недели оплакивала несчастную судьбу молодого религиозного еврея, своего внука, назвав его занятия полным бредом, при этом абсолютно счастливая оттого, что ее внук живет в Израиле, а не в России. Бывает и так. В киевской еврейской школе, где учится моя маленькая дочка, есть дети, чьи родители вернулись из Израиля, хотя эти дети родились уже там. Я спрашиваю у маленькой Наоми: "Почему вы приехали в Киев?" Пятилетняя девочка на не очень уверенном русском языке, сообщила мне: "У папы нет работы в Израиле и ему не с кем поговорить". Я вспоминаю еще один эпизод из прошлого. Мои знакомые, очень милые, люди уезжали осенью 1993 года в Израиль. Практически раз в неделю на протяжении полугода они просили меня купить барометр. Диалог начинался так: "Галя, когда Вы едете?" Я бормотала что-то мрачное в ответ похожее на "когда рак свистнет". Тогда знакомая говорила следующее: "Если Вы, Галя, делаете такую глупость и никуда не едете, то купите у нас барометр. В Киеве частые перепады атмосферного давления, и Вам определенно будет нужен барометр. У нас совершенно точный и новый барометр". Я, к сожалению, его так и не купила, о чем теперь жалею. Но история с барометром навела меня на мысль о том, что он таки нужен каждому еврею, чтобы не пропустить момент, и действительно, в процессе сборов, его можно продать кому-то из остающихся. Вопрос - ехать или не ехать - из серии "вопросы в лоб". Каждый решает его для себя сам и смотрит на свой внутренний барометр, на то, что показывает он вам сегодня. Когда-то Зеев Жаботинский сказал следующее: "Никто на свете не поддержит твою борьбу за твою свободу. Верь только в себя, сосчитай свои силы, измерь свою волю и тогда или иди за нами, или - да свершится над тобой судьба побежденных." Он умер в Нью-Йорке в 1940 году. "Я хочу быть похороненным там, где застигнет меня смерть. Мои останки будут перевезены в Эрец Исраэль только по решению правительства будущего еврейского государства". Желание Жаботинского было исполнено. Мраморное надгробие со словами "Зеев Жаботинский" стоит в Иерусалиме на горе Герцеля. Можно попасть на Землю обетованную после смерти, а можно трудиться на ней, для ее же блага в расцвете творческих сил. Главное - чтобы выбор этот был осознанным. ...
Читать далее...
Задержан арабский подросток, намеревавшийся совершить теракт

Задержан арабский подросток, намеревавшийся совершить теракт

No Comments
Сегодня возле Пещеры праотцев в Хевроне израильской полицией был задержан 14-летний его арабский подросток, в распоряжении которого находился нож. На допросе он признался в том, что намеревался воспользоваться ножом для совершения нападения на израильтян. По словам пресс-секретаря еврейской общины Хеврона это уже третий случай за последний месяц, когда террористу удается приблизиться к Пещере Праотцев. ...
Читать далее...