В Торе приводятся два объяснения, почему нам заповедано отдыхать в субботу:
Первое: "Ибо за шесть дней сотворил Всесильный небо и землю… и отдыхал в день седьмой" (недельная глава Итро).
И второе: "Помни, что ты был рабом в земле египетской, и вывел Б-г, Всесильный Твой, тебя оттуда. Поэтому заповедал тебе Б-г, Всесильный Твой, соблюдать день субботний" (глава Ваэтханан).
Как вы думаете, какая из причин главная?
Рамбам утверждает, что основное – помнить об исходе из Египта: мы должны в этот день осознать величие Всевышнего, выведшего нас из рабства на свободу, избавившего от тяжелой работы и давшего нам покой. И уже в меньшей степени Шабат призван напоминать о сотворении мира.
Эти слова великого комментатора могут показаться удивительными, но, заглянув
в начало книги "Кузари", написанной рабби Йегудой а-Леви, мы поймем их глубокий смысл. "Кузари" – философский труд, написанный в форме диалога между хазарским царем, ищущим истинную веру, и еврейским мудрецом. В начале разговора Кузари спрашивает мудреца, в кого он верит, и слышит в ответ: "В Б-га, Который вывел мой народ из Египта". Тогда царь удивляется и говорит, что представители ислама, греческой культуры и христианства, с которыми он беседовал до этого, сказали ему, что они верят в Б-га, сотворившего небо и землю. Как же можно на первое место поставить веру в Исход? Мудрец отвечает: "Если бы не выход из Египта, сотворение мира было бы пустой сказкой для всех народов мира". В то время, когда евреи находились в египетском рабстве, люди забыли Творца настолько, что фараон осмелился сказать: "Кто такой Ашем?" Десятью ударами, обрушившимися на это царство, Всевышний показал всему миру, что Он творит все существующее из ничего. С тех пор нет людей, которые могут отрицать Исход, а поверивший в Исход не может не признать, что у мира есть Творец. Только Тот, кто сотрясает мир до основания, может вывести 600 тысяч из государства, откуда не мог выбраться ни один раб, накормить их в пустыне и дать им землю, в которой укрепился 31 царь.