180znaete1

Йегуда и Тамар

December 24, 2005 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments
Рабби Моше Бен Маймон (РАМБАМ)
Законы о тшуве (Из книги "МИШНЭ ТОРА")

Глава 1
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить,
вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
1. После того, как тот, кто умышленно или по ошибке нарушил
любую из заповедей Торы – предписывающую или запрещающую –
раскаялся в своем грехе, он должен исповедаться перед Богом,
благословен Он, как сказано: "Мужчина или женщина, провинившиеся
перед [другим] человеком, совершив тем самым преступление
против Господа, взяв грех на свою душу, должны исповедаться в грехе,
который они совершили" (Бемидбар 5:6-7).

0. Странная история

История Йегуды и Тамар вклинивается в последовательную хронологически линию повествования о судьбе Йосефа и его братьев.
Случайностей в Торе нет. Значит, история эта необходима для понимания того, что Тора нам хочет сказать на примере жизни сыновей Яакова. То, что Тора отдельно описывает «похождения Йосефа в Египте», понятно из сущности происходящего. Но значение истории Йегуды и Тамар не столь очевидно.
Итак, вот эта история (Бэрейшит, гл.38):
Йегуда отошел от братьев своих и расположился близ одного Адуламитянина, имя которого Хира. … И взял Йегуда жену Эру, первенцу своему; имя ей Тамар. Но Эр, первенец Йегуды, был неугоден очам Господа, и умертвил его Господь. И сказал Йегуда Онану (своему второму сыну): войди к жене брата твоего и женись на ней… и восстанови род брата своего. Но знал Онан, что семя (потомство) будет не ему… и когда входил к ней, проливал семя на землю… И было злом в глазах Господа то, что он делал, и Он умертвил и его. И сказал Йегуда Тамар, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: может быть, умрет и он, подобно братьям его. И пошла Тамар, и жила в доме отца своего. И прошло много дней, и умерла дочь Шуи, жена Йегуды. … И уведомили Тамар, говоря: вот, свекор твой поднимается в Тимну стричь овец своих. И сняла она с себя одежду вдовства своего, и покрыла себя покрывалом, и окуталась; и села у входа в Эйнаим, что по дороге в Тимну; ибо видела, что вырос Шела, а она не дана ему в жены. … И он завернул к ней по дороге, и сказал: позволь, войду к тебе. Ибо не знал, что она невестка его. И она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? И он сказал: я пришлю козленка из стада. Она же сказала: если дашь ты залог, пока пришлешь. И он сказал: какой же залог дать мне тебе? И она сказала: печать твою и шнурок твой, и посох твой, что в руке твоей. И он дал ей, и вошел к ней; и она зачала от него. …
И было через три месяца, и сказали Иегуде, говоря: развратничала Тамар, невестка твоя, и даже вот, она беременна от блуда; и Йегуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Едва она была выведена, как она послала к свекру своему сказать: от человека, чьи эти вещи, я забеременела. И сказала: узнавай же, чьи эта печать и шнурок, и посох. И узнал Йегуда, и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему….
История, сама по себе, очень странна.
Как такой серьёзный и уважаемый человек, как Йегуда, влип в такую историю? Как в этой истории он повёл себя совершенно безумно и отдал неизвестной проститутке личную печать, посох и нити цицит? Почему Тамар, когда ей угрожает позор и смерть ведет себя таким потрясающе непрактичным образом? Почему Йегуда ведёт себя ещё более непрактичным образом?

1.Тамар

Сначала давайте разберёмся с Тамар – она всё же первое активное лицо в этом эпизоде. Почему именно она удостаивается:
а) имени;
б) отдельной истории;
в) стать основательницей царского рода, прародительницей Машиаха?
Думаю, благодаря самоотверженности. Наша история, к несчастью, знает немало случаев самоотверженности еврейских женщин, которые шли на смерть, лишь бы избежать осквернения имени Творца. Тамар пошла для освящения имени Творца – Кидуш а-Шем – на личный позор и, возможно, на смерть. Мы уже говорили, что сев на перекрёстке, она не могла рассчитывать ни на что, кроме Божественного Провидения.

У комментатора Мальбима есть очень элегантная версия. Он обращает внимание на детали переодевания Тамар (сняла одежду вдовства, завернулась в платок), а также на то, что Тамар собирается прикинуться блудницей и соблазнить Йегуду. Мальбим делает одно вполне логичное построение и на этом строит понимание всех дальнейших событий. В тексте одежда вдовства противопоставляется платку. Мальбим говорит, что платок был одеждой свободных женщин.
Развод с помощью разводного письма появился только с дарованием Торы. До этого закон (кстати, для неевреев он и сейчас таков) был чрезвычайно простой: супруг, незаинтересованный в продолжении сожительства, заявляет: «Я с тобою не дружусь…» – и уходит, при полном равноправии сторон. Идеал свободной любви. Но и не разврат.
После смерти Онана – старшего сына Йегуды – Йегуда предлагает Тамар ждать, пока подрастёт второй сын, Шела, оставаясь в статусе вдовы, ждущей левиратного брака с братом мужа, – по сути, замужней женщины. И Тамар соглашается. И ждёт. Пока, наконец, Шела не подрастает, и Тамар понимает намерение отца – вернее, отсутствие этого намерения…

Тогда она решает, что единственная возможность присоединиться к этой семье – выйти замуж за Йегуду. Обстоятельства складываются в её пользу. Жена Йегуды умирает, и Йегуда, окончив траур, поднимается к своим стадам. Видимо, это недалеко от места проживания Тамар. И Тамар решает намекнуть Йегуде о том, что Шелу она больше ждать не намерена (её платок свободной женщины и есть этот намёк), а просит она самого Йегуду взять её замуж.
Но с Йегудой происходят две невероятные вещи. Он не узнаёт свою невестку и принимает её за простую блудницу (несмотря на довольно длинный разговор).

И второе – он, праведник, сын праведника, руководитель поколения, решает воспользоваться услугами продажной женщины.

Что, по идее, должна была сделать Тамар? Объяснить Йегуде его ошибку и рассказать о своих намерениях. Но почему-то Тамар идёт другим путём, абсолютно ничего от этого не выигрывая. В конце всей истории в ситуации, когда Йегуда приговаривает её к смертной казни за прелюбодеяние, Тамар опять выбирает трудный путь, хотя «из зала» ей уже кричат: «Да скажи ты им всем, как всё было!». Нет, Тамар полагается на честность Йегуды. Она заставляет его выбирать между честностью и репутацией. И поди знай, что он выберет. А приговор уже подписан. Почему она так поступает?

Ответ комментаторов здесь однозначен. Я цитирую Раши: «Не хотела, чтобы побледнело лицо его (от стыда), поэтому не сказала: «От тебя я беременна», а сказала «от человека, которому принадлежат эти вещи», подумав: «захочет – признает, не захочет – пойду в огонь». Зрители из зала, конечно, кричат: «Ну и дура!», а мы скажем – только такой и может быть мама Машиаха, которая может отказаться от того, чтобы стать мамой Машиаха, от того, чтобы вообще стать чьей-либо мамой, но не допустит того, «чтобы побледнело лицо его». Теперь и поведение её в первой ситуации вполне понятно. Что почувствовал бы Йегуда, если бы случайная проститутка, к которой он сам не знал, как попал, вдруг на его вполне конкретное предложение ответила бы что-то в духе подсказок из зала: «Что ж ты, такой-сякой… свою невестку не узнаёшь?», даже если бы она сказала это интеллигентнее.
Наверное, мог бы побледнеть.

2.Йегуда
 

Мы не будем пытаться понять мотивы похода Йегуды к проститутке. Рациональное объяснение его поступку найти трудно. Некоторые детали текста как бы специально предназначены, чтобы такие псевдорациональные объяснения отмести. Например, отсутствие у Йегуды наличных. Совершенно иррациональное поведение его, когда он оставляет в залог за козлёнка свои цицит, личную печать (а судя по продолжению, его печать вполне могла скреплять вопросы жизни и смерти), – делает вполне логичным предположение, что во время всей этой истории на Йегуду «что-то нашло». И тут можно припомнить высказывание мудрецов о том, что не грешит человек, пока не овладевает им дух глупости. Но, повторяю, это не наша тема.
Что не вызывает сомнений ни у текста, ни у нас, это – не самый достойный поступок. А почему, собственно, мы ищем оправдание Йегуде?
а) Потому что подсмотрели в ответах – от него же произойдут цари и сам Машиах. Значит, он должен быть праведником.
б) Мы сами, бывает, время от времени выкидываем что-нибудь вроде поступка Йегуды, и задним числом всегда пытаемся оправдать свои поступки, найти объективные обстоятельства и.т.д., потому что нам известно, что наша же совесть с нами сделает, если мы свою вину признаем (на подсознательном, конечно, уровне). Вот и ищем оправдания…
Речь идёт о том, что в человеческую психологию заложены определённые механизмы, которые в еврейской традиции называются "йецер а-ра", дурное начало, наш внутренний враг. Так вот он пытается нам помешать на трёх основных этапах нашей деятельности.
1) Вначале он нас уговаривает,что не так страшен чёрт, что свинина невероятно полезна для здоровья, что все эти бесконечные ограничения выдумали мудрецы, чтобы осложнить жизнь себе и окружающим, мне в первую очередь, и вообще всё это давно устарело. И ещё сто разных уговоров.
2) Если мы на его уговоры поддались и ошиблись в поступках и словах, то враг переходит в дальнейшее наступление. Теперь нужно нас убедить, что мы не виноваты, и тут он, гордо носящий звание «обвинитель», проявляет себя как первоклассный адвокат, а развитие психологической и социологической мысли последних веков даёт в его руки массу козырных карт. Чем образованнее человек, тем больше возможностей его уговорить, что на самом деле он иначе не мог поступить, потому что гены, тяжёлое детство, классовая эксплуатация, эдипов комплекс и т.п. во всём виноваты.
Если человек благополучно проходит этот этап и успокаивается, то, с точки зрения «йецер а-ра», дело сделано.
3) Если же мы всё-таки не поддаёмся и осознаём, хотя бы частично, что ошиблись, то враг переходит на заранее подготовленные позиции и наносит сокрушающий удар. «Ага, говорит он, ошибся, нет, не ошибся ты, ты СО-ГРЕ-ШИЛ, значит – ты грешник, мерзавец, распутник, дело сделано и непоправимо и нет тебе прощения.
И как всегда, он почти прав, кроме одной детали, небольшой, но очень существенной. Дело-то как раз в том, что исправить можно. Всё, что для этого нужно – твёрдо знать, что тшува – возможность возвращения – основа этого мира, не бояться и не впадать в отчаяние. Всё остальное мы уже проходили. Но первый шаг к возвращению – признание ошибки – на иврите הודאה, «hодаа»…
И именно Йегуда открывает эту дорогу.
Он прямо и громко, перед всем честным людом признаёт свою ошибку в истории с Тамар. Репутация, доброе имя и иже с ними летят в тартары.

А ведь была другая возможность.
Ну хорошо, получил ты от Тамар свои "дорогие сердцу" вещи. Положим, ты джентльмен и не можешь ради своей репутации сжечь женщину, от тебя беременную. Но кричать зачем? Замни, скажи присяжным: вскрылись новые обстоятельства дела, дело передаётся на доследование. Над тобой же дети смеяться будут.
Да, но… Как же быть с такой мелочью, как репутация Тамар?
Действительно, только таким образом, как это сделал Йегуда, можно было восстановить доброе имя Тамар. Получается, что маму и папу Машиаха отличает одно и тоже качество: готовность пожертвовать собой, чтобы не «побледнело лицо» у ближнего.

3. Имя Йегуды יהודה

Поскольку само это имя – Йегуда ( * буква «г», которую мы условно используем в этом имени, отражает, конечно же, не звонкий русский звук «г», а совершенно другой звук – глухой полугласный звук h, но уже очень не хочется пользоваться смешанным алфавитом или, что еще хуже, называть одного из праотцов Иудой) – так вот, это имя стало одним из главных имён нашего народа, названием нашей страны и веры, и поэтому очень важно понять его значение. Точнее, значения.
Слово МОДЭ (
מודה) обозначает благодарю, отсюда высокопарное АНИ МОДЭ ЛЕХА (אני מודה לך) – «я вам очень признателен». Впрочем, народное ТОДА (תודה) тоже происходит от этого корня.
Закончить на такой высокой, но довольно скучной ноте нам не даст толковый словарь, который приводит ещё одно значение: признавать, признаваться. К примеру , в уголовной хронике постоянная формулировка ГОДА БЭМААСЭ (
הודה במעשה) признался в деянии. А еще одно однокоренное слово ВИДУЙ (וידוי)
– это исповедь.
Ещё кое-что. Можете ли вы объяснить, почему даже по-русски признательность (от слова признавать) – синоним благодарности? Что мы признаём, когда благодарим, в чём сознаёмся? И почему, кстати, ребёнок так долго учится говорить «спасибо»?
Ответ: благодаря, мы признаём, что кто-то нам помог, что мы с чем-то не справились собственными силами. А это не очень- то приятно. Только в русском варианте это завуалировано, даже в самой интеллигентной формулировке. Я вам очень признателен – это не очень ассоциируется с признанием, если не копаться. А в иврите это – открытый текст.

Интересно, что мать и отец Йегуды объясняют значение его имени по- разному. Леа связывает его с качеством благодарности и со своей благодарностью Творцу, в частности. Яаков в своём благословении говорит: "Признают тебя (твоё лидерство) твои братья".

Йегуда прибавляет к тому, что вложили в его имя родители, свою способность признать свою ошибку. А ведь мы знаем, что первый шаг к возвращению, исправлению, раскаянию – это именно признание ошибки, ЃОДАА (הודאה).
Но самое главное, что ему удаётся перепрыгнуть через стену, которую дурное начало в человеке создаёт, чтобы оправдать свои ошибки.

У корня Йод-Далет-Ѓей , согласно тому же словарю, есть ещё одно значение –кидать, метать
Когда после рассказа о продаже Йосефа Тора считает нужным сказать о том, что Йегуда отделился от братьев, невольно приходит в голову мысль о том, что он все-таки понял, что произошла страшная ошибка, хотя, конечно, прямо это не говорится. Но выражение, которое используется здесь –ויט יהודה מאת אחיו

– обозначает именно крутой поворот с дороги.

4. Второй закон термодинамики

Можно было бы предположить, что роль человека в доделывании Творения заключается в том, чтобы там-сям подкрасить, повесить колокольчик и прибить табличку с надписью «Творение». Так вот, похоже, это не так.
Роль человека гораздо драматичнее. Она в том, чтобы развернуть весь процесс на 180 градусов.
Для человека естественно не замечать своих ошибок. А если и замечать, то оправдывать их. А если оправдания никак не находится, то впадать в отчаяние и пить горькую. А вот исправлять ошибки – это занятие противоестественное. Но именно для этого-то человек и создан. А иначе зачем нам образ и подобие. Задача меньшего масштаба, чем исправить всё зло в мире, испокон века считалась недостойной.

Естественное развитие любой системы в этом мире описывается вторым законом термодинамики. С течением времени хаос возрастает. На этом основан пессимистически-рациональный подход к миру. Единственный достойный ответ второму закону термодинамики – это крутой поворот. Именно этому маневру и учит нас Йегуда.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,