– Согласны ли вы с тем, что евреям, живущим на Украине, сионизм не нужен? На мой взгляд, единственная польза от распространении сионизма среди евреев Украины может заключаться в том, что он поможет сохранить еврейскую общину, выполняя роль той идеи, которая способна объединить людей с разными интересами. Роман Красновский, г. Киев
Из самого вопроса видно, что сионизм, по мнению читателя, почти не распространен среди евреев Украины. И с этим можно согласиться – все, кто хотел вернуться на историческую родину, давно уже ходят по святой земле.
Несомненно, часть тех, кто всегда чувствовал свою связь с Израилем, не смогли до сих пор выехать из-за тех или иных обстоятельств, но их немного.
Если рассматривать другой аспект сионизма – не идею переезда, а сопричастность к судьбе Израиля, к происходящему в нашей стране и помощь ей, – такой сионизм тоже не пустил свои корни на украинской почве. Да, об Израиле говорят. Но возмущенной тирады по поводу теракта недостаточно, чтобы назвать человека сионистом. Для этого нужен живой интерес, знание истории, понимание современной ситуации и настоящее сопереживание. А Израиль выпадает из круга жизненно важных вопросов евреев Украины и становится хобби – ни к чему не обязывающим увлечением.
Читатель утверждает, что сионизм не нужен, но в крайнем случае ему можно найти утилитарное применение: поддерживать угасающую общинную жизнь.
Признаем: в сказанном есть доля правды.
Сионизм изначально ставил своей задачей не только создать государство, но и возродить достоинство нации и отдельных людей, где бы они ни проживали. Евреи всегда были гонимы и даже стали воспринимать свое положение как естественное: терпели унижения, не отвечая на них, высмеивали сами себя. Необходимо было заставить окружающих изменить свое отношение к нам и научиться уважать самих себя. Этого требовало время: народ, относившийся к себе с пренебрежением, не мог построить государство.
Но рассматривать сионизм как одно из средств выживания в странах рассеяния можно лишь с точки зрения политики.
С точки зрения Торы сионизм как любовь к Земле Израиля, стремление жить в ней и борьба за ее заселение – исполнение важнейших заповедей. «Следует человеку всегда жить в Земле Израиля, даже в городе, где большинство жителей – идолопоклонники, и не следует ему проживать за пределеами Земли Израиля даже в том месте, где большинство жителей составляют евреи» – пишет Талмуд.
Рамбам выписывает это положение Талмуда без изменений в качестве непосредственной галахи – закона (см. Гилхот млахим, 5:12).
р. Йосеф Каро в своем фундаментальном труде «Шулхан Арух» также считает пребывание еврея в Земле Израиля заповедью.
А Хофец Хаим в своем комментарии «Мишна Брура» добавляет, что даже пройти по Святой Земле четыре шага – великая заповедь. Никто из этих авторов не говорит о том, что исполнение заповеди проживания в Земле Израиля зависит от того, стоит Храм или нет, пришел Машиах или нет.