heller-pesach

Ночь, как день, воссияет

March 23, 2013 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

«Сидели и рассказывали…»

 

Нижеследующая история, на мой взгляд, выражает суть праздника Песах. Бааль-Шем-Тов (Бешт) отправился в Землю Израиля, чтобы встретиться там со святым каббалистом рабби Хаимом Бен-Атаром (Ор ѓа-хаим) и вместе с ним привести Избавление в мир. По пути в Землю Израиля Бешт оказался в Стамбуле вместе со своей дочерью Адель и сыном рабби Цви. Это было за несколько дней до Песаха. В Стамбуле никто не знал Бешта, и тот пребывал в великой нищете, не имея самого необходимого. Накануне Песаха у него не было даже вина и мацы. Дочь волновалась: «Что же мы будем делать в Песах?» Бешт отвечал ей: «Господь пошлет нам», и продолжал сидеть целый день в синагоге, изучая Тору.

 

И вот под вечер в дом Бешта постучались муж и жена из Польши. Муж попросил у дочери Бешта позволения провести вместе с ними Пасхальный седер и сказал, что у них есть все необходимое для этого. Адель с радостью согласилась, и слуги гостя тут же накрыли роскошный стол, поставили кресла для «возлежания», зажгли множество свечей, и все стали ждать, когда Бешт возвратится из синагоги.

 

Когда Бешт возвратился из синагоги, он тут же, не произнося лишнего слова, сделал кидуш и приступил к проведению седера. Он не прерывался до того момента, когда выпивают второй бокал вина, а потом стал беседовать и смеяться с гостем. После этого Бешт сказал гостю: «Я знаю, что ты бездетен и мечтаешь о сыне. И вот, поскольку ты возвратил мне жизненную силу, я клянусь, что твоя жена (он указал на жену гостя) родит тебе сына». Обрадовался гость несказанно. Но вот Бешт услышал голос с Небес: «Эти муж и жена бесплодны по природе своей, и рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов своей клятвой привел к тому, что свыше будут изменены законы природы, и потому Бааль-Шем-Тов утратил свою долю в мире грядущем!»

 

Услышав эти слова, Бешт очень обрадовался и сказал: «Слава Господу! Теперь я смогу служить Ему чистосердечно, не преследуя никаких корыстных целей, даже доли в мире грядущем!» А затем произнес, обратившись к гостю: «Не волнуйся, с Божьей помощью, у тебя будет сын». И тут же Бешт услышал другой голос с Небес, который возвратил ему все его заслуги, в награду за то, что он хотел служить Всевышнему бескорыстно.

 

Бешт с гостями и домочадцами счастливо и безмятежно справили первый день Песаха. Назавтра, в первый день «холь ѓа-моэд», Бешт попрощался с гостем и сказал сыну, рабби Цви, что хочет незамедлительно продолжить путь в Землю Израиля. Вдвоем они пошли в порт, чтобы посмотреть, не направляется ли какой-нибудь корабль в Святую Землю, но не нашли корабля, на котором плыли бы евреи. Сказал Бешт сыну: «Если хочешь, я разложу на волнах платок, и мы доплывем до Земли Израиля без всякого корабля. Но только непрестанно думай о Божественном имени, которое я тебе сообщу, и не переставай думать о нем ни на секунду, ибо если ты хоть на секунду перестанешь думать о нем, мы тут же утонем. Я же хочу плыть в Землю Израиля силой самоотверженности, а потому сосредоточься на Божественном имени, и поплывем!

 

Рабби Цви не хотел подвергать отца опасности и поэтому не согласился, чтобы тот плыл в Землю Израиля на платке. Бешт, рабби Цви и Адель взошли на корабль, заплатили мзду и пустились в плаванье. Это было в первый день«холь ѓа-моэд». И тут началась сильная буря, которая продолжалась два дня подряд. Корабль швыряло на волнах, и Бешт взмолился Всевышнему, чтобы Он спас их. На третий день буря утихла, и корабль причалил к одному острову. Все пассажиры сошли на берег; Бешт с сыном и дочерью тоже отправились гулять по острову. Они заблудились, и на них напали разбойники. Они приволокли их в пещеру и стали точить ножи, чтобы зарезать пленников. Потом они прервали работу и сели обедать.

 

Рабби Цви воспользовался передышкой и шепотом обратился к отцу:

 

– Почему ты молчишь в такой миг? Почему не предпринимаешь что-нибудь ради нашего спасения?

 

Ответил ему Бешт:

 

– Я ничего не помню, я лишился всех своих сил. Если ты помнишь хоть что-то из того, чему я учил тебя, напомни мне.

 

Сказал рабби Цви:

 

– Я тоже все забыл, кроме букв алфавита святого языка. Их я помню.

 

– Так что же ты молчишь! – воскликнул Бешт. – Произнеси их вслух!

 

Начал рабби Цви произносить вслух буквы: алеф, бет, гимель, далет… А Бешт повторял за ним, исполненный святого воодушевления, пока к нему не возвратились все его прежние силы. И вдруг появился матрос с их корабля в сопровождении стражников. Разбойники испугались и убежали, а Бешт с сыном и дочерью были спасены и возвратились на корабль. Однако корабль не продолжил путь Землю Израиля, а вернулся обратно в Стамбул. Это произошло в седьмой день праздника Песах. Понял Бешт, что Небеса не хотели, чтобы он взошел в Святую Землю, и возвратился домой.

 

Эту историю всегда рассказывал чудотворец рабби Исраэль Дов Бер из Виледника в седьмой день Песаха и неизменно добавлял: «А матрос этот был не кто иной как пророк Элияѓу, будь помянут добром».

 

Начало

 

С раннего детства, с момента, когда мы знакомимся с еврейским календарем, мы задаемся вопросом: когда же начинается еврейский год – в тишрее или в нисане? С одной стороны, мы празднуем Рош ѓа-Шана – начало года – в тишрее, а с другой стороны, Тора заповедала нам относительно месяца нисан: «Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года» (Шмот, 12:2). Если мы немного углубимся в это, мы обнаружим, что в еврейском календаре в самом деле есть два цикла: цикл солнечного года, который начинается в тишрее, и цикл лунного года, началом которого служит месяц нисан. Те, кто разбирается в принципах, на которых основан еврейский календарь, знают, что в существовании этих двух циклов заложено великое чудо еврейского календаря – единственного лунно-солнечного календаря в мире. Однако если мы хотим постичь тайну еврейского календаря и еврейских праздников, нам следует вникнуть во внутренний смысл этих двух месяцев – тишрея и нисана, и осознать духовные причины того, что еврейский год имеет два начала. Если мы найдем ответы на все эти вопросы, они помогут нам осознать внутреннюю суть праздника Песах.

 

В этой статье мы рассмотрим суть Песаха в свете трех основополагающих духовных принципов:

 

1. Годичный цикл еврейского календаря: день и ночь, климат и его влияние на земледелие в то время года, на которое выпадают месяц нисан и праздник Песах.

 

2. История еврейского народа: Исход из Египта и рождение народа – исторический момент, лежащий в основе праздника Песах.

 

3. Речь и чувство вкуса – физические основы, с которыми мы имеем дело в Песах.

 

Эти принципы являются общими для всех еврейских праздников, ведь год – это единое целое, которое символизирует завершенный процесс. В свете этого каждый праздник приобретает свой особый характер, и в течение года мы оказываемся на разных «станциях», каждая из которых уникальна и отличается от всех других. Сказали наши мудрецы: «Нет в году ни единого мига, подобного другому».

 

Особый характер каждого праздника проистекает из его заповедей, законов и обычаев. Вот почему в этой статье мы упомянем законы и обычаи, выражающие уникальную суть праздника Песах. Но прежде рассмотрим месяц нисан, который является фоном для Песаха.

 

Нисан – первый весенний месяц

 

Круг не имеет начала и конца. Поэтому годичный цикл, который основан на бесконечном вращении Земли вокруг Солнца, ставит перед нами вопрос: в самом ли деле у года есть начало и конец? Ответ на этот вопрос можно найти в практических выражениях годичного цикла: временах года, влияющих на земледелие, что образует земледельческий годичный цикл, имеющий начало и конец.

 

В таком случает, ответ на вопрос о начале года представляется простым: год начинается в месяце тишрей, потому что именно этот месяц служит началом земледельческого цикла для урожая полей и для древесных плодов. В самом деле, Рош ѓа-Шана мы празднуем именно в тишрее. Однако Тора неожиданным образом прибавляет году еще одно начало: месяц нисан. Это начало имеет практический смысл, как мы увидим ниже. Не совсем понятно, почему нисан считается началом года, ведь она расположен в середине земледельческого цикла, который начинается осенью, в месяце тишрей, и заканчивается летом.
Называя нисан началом года, Тора учит нас, что мир состоит из двух уровней: основы и завершения. Иначе эти уровни можно назвать «время трудиться и время пожинать плоды». Это намекает на этот и грядущий миры, ведь сказано в Вавилонском Талмуде (трактат Эрувин, 22): «Сегодня мы трудимся, а завтра получим награду». Всевышний хотел дать человеку истинную награду. Ведь известно, что человек счастлив лишь тогда, когда получает награду за труд, а не просто так.

 

Если бы Всевышний сотворил мир как один долгий временной отрезок, такая награда была бы невозможна. В таком случае человек либо постоянно трудился бы, не получая награды, либо получал бы награду без труда. Поэтому Всевышний разделил мир на два периода, в первый из которых человек трудится в поте лица, а во второй – пожинает плоды и получает награду.

 

Месяцы тишрей и нисан символизируют эти два периода. В тишрее начинается годичный цикл, включающий в себя и зиму – время, когда с небес посылается дождь, и все творение запасается новыми жизненными силами, которые проявятся летом, в период созревания плодов. Зимой эти силы никак не проявляются: деревья теряют листья, тучи заволакивают небо, ночи длинные, и все творение пребывает в зимней спячке. Зима – это время, о котором сказано: «Те, кто будут сеять в слезах…» Земледелец в поте лица пашет, сеет, а потом возводит глаза к небесам в надежде, что пойдет благодатный дождь. Все это время он не видит плодов своего труда.

 

Нисан же – это начало лета, время сбора плодов и получения награды. Летом о земледельцах сказано: «…будут пожинать в радости». Дни становятся длиннее, поля покрываются ковром свежих побегов, деревья приносят плоды, и все творение славит своего Творца. Рабби Нахман из Браслава сказал: «Зима – это оплодотворение, а лето – рождение». Та же самая идея лежит в основе знаменитого спора мудрецов о том, когда был сотворен мир. По мнению рабби Элиэзера, мир был сотворен в тишрее, а по мнению рабби Йеѓошуа – в нисане. Аризаль и законоучители утверждают, что оба мнения правильные, «и то, и другое – слова Бога живого: в тишрее Творец задумал сотворить мир, но не сотворил его до нисана».

 

Иными словами, сотворение мира подобно рождению человека: как человек зарождается в материнской утробе и постепенно растет и развивается там, сокрытый от взоров, так и мир зародился в месяце тишрей в Божественной «мысли» и тайно развивался в течение всей зимы. И как по завершении беременности человек рождается, так и мир «родился» в нисане.

 

Вот почему все праздники, установленные в Торе, выпадают на лето. Ведь праздники – это «плоды времени», его практическое проявление.

 

Начало и конец

 

Согласно каббале, начало и конец всякой вещи скрывают в себе всю ее сущность. Как в семени сокрыты все качества дерева, так в начале каждой вещи сокрыт весь ее потенциал.

 

Если Рош ѓа-Шана – это начало всего годичного цикла, то нисан – это начало целостности всего мира. Действительно, в избавлении, которое произошло в нисане (Исход из Египта), сокрыты в потенциале все будущие избавления. Вот что сказано об этом в Мидраше (Шмот раба, 15:11): «Это – начало месяцев Избавления, ибо в нем Израиль был избавлен от египетского рабства и в нем же будет избавлен в грядущем, как сказано: “Как в день Исхода из Египта, явлю вам чудеса”».

 

Вот почему нисан называется «месяц весны (авив)». Слово «авив» родственно слову «ав» – «отец». Раши объясняет: «Слово “авив” происходит от слова “ав”. Он первый для созревания плодов». Как в отце заложены в потенциале качества всех его детей, так в нисане, «месяце весны», заложены качества всех летних месяцев.

 

Рабби Цадок из Люблина писал о Песахе: «Песах – это глава всех праздников. А за главой тянется все остальное, ибо в нем заложена святость всех праздников».

 

Весь он – свет

 

Если мы углубимся в смысл месяца нисан в земледельческом годичном цикле, это прольет новый свет на суть праздника Песах. Прежде всего, зададим несколько вопросов.

 

Во-первых, мы знаем, что главным в этом празднике является Пасхальный седер. Маца является обязательной заповедью только в ночь седера. Пасхальная жертва является единственной из всех жертв, приносимых в Храме, заповедь съедать которую распространяется на ночные часы – ночь Пасхального седера. Возникает вопрос: заповеди всех праздников, упомянутых в Торе, действуют лишь днем. Трубление в шофар в Рош ѓа-Шана, особое служение первосвященника в Храме в Йом Кипур, лулав в Суккот – все это «дневные» заповеди. В таком случае, «чем отличается эта ночь от всех прочих ночей»?

 

Во-вторых, в мире принято, что когда светит солнце, человек бодрствует и трудится, а ночью, когда темно, человек спит и отдыхает от трудов. Более того, даже в наши дни, когда электричество нарушает естественный миропорядок и позволяет человеку работать и творить в вечерние часы, мы предпочитаем в это время отдыхать, а если и занимаемся какой-либо деятельностью, она, в основном, направлена на развлечение. В противовес этому, наши мудрецы, благословенна их память, говорят о великой ценности ночного изучения Торы, так как в это время человек может отстраниться от материального мира и приобщиться к духовному. Таким образом, почему же эта ночь называется «ночью седера (то есть порядка)»? Ведь в нее мы бодрствуем и тем самым нарушаем общепринятый миропорядок.

 

В третьих, во все дни года нам заповедано упоминать Исход из Египта, однако в Пасхальную ночь мы не ограничиваемся простым упоминанием. В нее есть заповедь рассказывать об Исходе, и чем больше времени мы тратим на это, тем лучше. Заповедь рассказывать об Исходе действует именно в ночь Пасхального седера – непосредственно в ночь самого Исхода. Более того, эта заповедь действует именно за пасхальным столом, когда перед нами лежат маца и горькая зелень (марор).

 

В Пасхальной Агаде говорится о заповеди рассказывать об Исходе из Египта, что она действует «в этот день». Почему сказано «день», если это ночь? Такой вопрос задает Виленский Гаон в своем комментарии к Пасхальной Агаде и отвечает: ночь Пасхального седера – на самом деле день, а не ночь. В сутках, когда сыны Израиля вышли из Египта, было 24 светлых часа. Гаон добавляет, что это является ответом на вопрос, открывающий Пасхальную Агаду: «Чем отличается эта ночь от всех прочих ночей?» Тем, что это день, а не ночь.

 

Эта мысль может служить ответом и на все вопросы, заданные нами выше. Если пасхальная ночь – на самом деле день, то заповеди Песаха ничем не отличаются от заповедей всех других праздников, упомянутых в Торе. Материальный мир подобен ночной тьме, однако в ту ночь, когда народ Израиля выходит на свободу, мы освобождаемся от обычного материального миропорядка и удостаиваемся света духовности. На смену обычному порядку приходит новый порядок, внутренний и глубокий.

 

Осветить ночь

 

Совершенно невероятно, но в эту историческую ночь народ Израиля совершил обрезание (об этом пишет Раши в комментарии на Шмот, 12:6). А ведь в «Шульхан арух» написано, что обрезание можно делать только днем, и ни в коем случае не ночью! Это еще раз доказывает, что ночь Исхода была на самом деле днем.

 

В эту ночь нам заповедано бодрствовать, превратив тем самым ночь в день. Так поступали святые танаи, которые возлежали за пасхальным столом в Бней-Браке и рассказывали об Исходе из Египта всю ночь, пока не наступило время утреннего чтения «Шма Исраэль». Кроме того, Пасхальный седер – это единственный раз в году, когда мы читаем благодарственную молитву Ѓалель в темное время суток. Во все праздники можно восхвалять и благодарить Всевышнего лишь днем, однако в Пасхальную ночь, о которой сказано: «Осветил Ты ночь эту; ночь, как день, воссияет» (из книги рава Цви-Элимелеха Шапиро «Бней Иссахар»), мы читаем Ѓалель и ночью.

 

Во всех поколениях еврейского народа мы бодрствовали в эту ночь. В нее Всевышний хранит наш народ от всякого вреда и ущерба. В любую ночь в мире правят силы зла, и чтение молитвы «Шма Исраэль» перед сном спасает нас от их тлетворного влияния. В пасхальную же ночь, когда в мире правит свет, мы естественным образом защищены от зла, и потому в эту ночь принято читать «Шма Исраэль» в сокращенном виде.

 

Средоточие света

 

Каким же образом особый статус пасхальной ночи, которая на самом деле считается днем, связан с ее местоположением в годичном цикле?
В первый день Творения, когда Всевышний создал свет и тьму, Он увидел, что свет хорош, и отделил свет от тьмы. В тот самый миг Всевышний постановил, что свет будет властвовать в мире днем, а тьма – ночью. Согласно простому смыслу, день и ночь были разделены между светом и тьмой поровну, и власть каждого из них длилась ровно 12 часов.

 

Однако таково положение дел лишь два дня в году: в дни летнего и зимнего равноденствия. Во все прочие дни года они вторгаются один во владение другого и смешиваются друг с другом – зимой довлеет тьма, а летом – свет. Песах, согласно заповеди Торы, должен непременно выпадать на весну, когда свет постепенно начинает преобладать над тьмой. «Соблюдай месяц весенний и совершай Песах Господу, Богу твоему; ибо в месяце весеннем вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта» (Дварим, 16:1). Для того чтобы месяц нисан, в который мы празднуем Песах, всегда выпадал на весну, время от времени мудрецы устанавливают високосный год.

 

Таким образом, ночь Пасхального седера олицетворяет собой начало весны и лета. В эту ночь свет начинает преобладать над тьмой, иными словами – освещать тьму. Мы уже говорили, что начало всякой вещи сосредотачивает в себе всю ее сущность. Согласно этому, первая ночь весны и лета – ночь, когда в мире начинает преобладать свет, вся состоит из света.

 

В эту ночь начинает сиять свет полного Избавления, о котором сказал пророк Зхарья: «И будет день единственный – известен будет он Господу: не день и не ночь. И будет к вечеру: будет свет» (14:7). О нем мы говорим в Пасхальной Агаде: «Близится день, который не день и не ночь… Освети же дневным светом ночную тьму!»

 

Основа всех Избавлений

 

Этот особый день, который весь свет и совершенство, Всевышний хранит с шести дней Творения, чтобы он стал днем рождения еврейского народа. Процесс рождения народа начался в тот день, когда родился Ицхак – первый еврейский ребенок, и завершился рождением всего народа во время Исхода из Египта. Все избавления, которые когда-либо переживал еврейский народ, проистекают из этого уникального дня. Избавление уподобляется свету – вот почему в истории еврейского народа этот день является днем Избавления.

 

Мы уже видели, что суть всякой вещи заложена в ее начале. Однако это является лишь ее потенциалом, подобно зародышу, который скрывает в себе целого человека, но для того чтобы осуществить этот потенциал, необходимо много времени и сил.

 

На примере зародыша, а также семени, из которого может вырасти целое дерево, мы убеждаемся, что сам потенциал – это деяние Всевышнего. Миссия же человека – реализовать силы, заложенные Всевышним.

 

Мы увидели, что праздник Песах – начало весны и лета – это самое совершенное время годичного цикла. Соответственно этому, и в истории еврейского народа в этот день произошло событие, которое стало основой всего совершенства, присутствующего в мире. Избавление – это доведение мира до совершенства. Мир пережил бесчисленное множество избавлений на пути к полному и окончательному Избавлению, и первым из них стало избавление от египетского рабства. Поэтому в египетском избавлении заложены все будущие избавления. Наши мудрецы, благословенна их память, говорят, что избавление из египетского рабства мы будем помнить и в дни Машиаха. «В каждом поколении человек должен рассматривать себя так, как будто он сам вышел из Египта. Не только отцов наших вывел Господь из Египта, но и нас самих, как сказано (Дварим, 6:23): “А нас вывел Он оттуда, чтобы ввести нас, чтобы дать нам землю, о которой клялся Он отцам нашим”» (из Пасхальной Агады). Во время Исхода из Египта удостоились избавления все поколения нашего народа, вплоть до поколения пришествия Машиаха.

 

Во время египетского избавления родился народ Израиля, чья миссия в мире – возвести этаж духовности над зданием материальности, тем самым доведя мир до совершенства. Получается, что в день Исхода из Египта были заложены основы совершенства всего мира.

 

Подобно тому, как потенциал каждого предмета и явления – это Божественное деяние, так и египетское избавление – это Божественное деяние. Ведь перед Исходом народ Израиля погряз в 49 мерах нечистоты. Поэтому сказано в Пасхальной Агаде: «И вывел нас Господь из Египта не руками ангела, и не руками серафима, и не руками посланника, а Сам Святой, благословен Он». В отличие от этого, грядущего Избавления мы удостоимся лишь после того, как исправим все, что требует исправления. Рамбам писал об этом: «Израиль будет избавлен лишь благодаря раскаянию. И Тора обещала нам, что в конце изгнания Израиля раскается в совершенных грехах и тотчас же удостоится Избавления». Получается, что с духовной точки зрения, грядущее Избавление всего мира зависит от раскаяния Израиля.

 

Божественный потенциал проявляет свой великий свет лишь на краткий миг и тотчас же исчезает. Человеку и народу требуется долгое время, чтобы создать сосуды, способные вместить этот великий свет. Только когда такие сосуды будут созданы, свет возвратится и воссияет навеки. Вот почему праздник Избавления называется Песах (слово «Песах» на иврите происходит от слова «прыгать» – пер.). Исход из Египта был огромным духовным прыжком, после которого произошло падение.

 

Благодаря этому прыжку Израиль в одночасье вознесся над материальной действительностью. Во время Исхода нам было заповедано съесть мясо пасхальной жертвы быстро и торопливо, тогда как о грядущем Избавлении сказано: «Ибо неторопливо выйдете, и не бегом уйдете, ибо впереди вас пойдет Господь, и стражем позади вас – Бог Израиля» (Йешаяѓу, 52:12).

 

В самом деле, если мы взглянем на всю историю еврейского народа, мы сможем увидеть, как семя было посажено в землю, как оно сгнило, как пустило росток, как взошло и постепенно превратилось в могучее дерево. Исход из Египта уподобляется семени, в котором заложены все качества будущего дерева, и у человека нет никакой возможности как-то повлиять на них. Господь вывел Израиль из Египта «рукою сильною и мышцею простертою», и сотворил ему все чудеса совершенно безвозмездно. Господь дал Израилю Тору, пророчество, царство, Синедрион, Скинию Завета, Храм, Святую Землю. Это был безвозмездный дар – ведь мы уже 2000 лет пытаемся возвратить его себе собственными силами, и преуспели в этом лишь частично. Однако то, что человек легко приобретает, он легко и теряет. Мы недостаточно ценили Божественные дары, и потому утратили их. Храм был разрушен, пророки больше не рождаются, Синедрион прекратил свое существование, и народ рассеялся по всему свету. С тех пор мы пребываем в долгом и темном изгнании и выращиваем дерево собственными силами. В первый день Песаха наш великий потенциал проявляется ненадолго, а потом исчезает, и мы восстанавливаем его своими силами в течение всех дней счета омера.

 

Рот – вкус и речь

 

В каждый из праздников мы встречаемся с Всевышним через особые заповеди этого праздника, исполняемые посредством того или иного чувства из пяти чувств, которыми наделен человек. Так, в Рош ѓа-Шана мы слушаем трубление в шофар, в Хануку – смотрим на ханукальные свечи, и так далее.

 

В Песах мы встречаемся с Всевышним посредством рта и чувства вкуса. Заповедей, связанных со ртом, две: рассказывать об Исходе из Египта и вкушать мацу. Важно отметить, что в наши дни, когда мы, к нашему великому сожалению, не имеем возможности приносить жертвы в Храме, заповедь вкушать мацу в ночь Пасхального седера – это единственная самостоятельная заповедь, связанная с едой. В другие праздники нам не заповедано есть то или иное блюдо. Например, в Суккот, вкушая пищу, мы исполняем заповедь сидеть в сукке. Поэтому только в Песах мы произносим благословение: «…вкушать мацу», тогда как в Суккот мы говорим: «…сидеть в сукке».

 

Почему же именно чувство вкуса и речь ярче всего выражают суть праздника Песах? Ответить на этот вопрос можно, вникнув в роль, которую играет рот в системе человеческих чувств. Человек наделен пятью чувствами: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Часть из них помогают нам воспринимать материальные явления, а часть – духовные. Духовные чувства – это зрение и слух, с помощью которых мы воспринимаем идеи и мысли, тогда как вкус и осязание – чувства материальные, ведь с их помощью мы воспринимаем материальные предметы.

 

Все чувства можно четко разделить на материальные и духовные по нескольким критериям. Отметим два из них:

 

1. Духовность бесконечна, в отличие от материальности, которая ограничена местом. Поэтому чем более духовным является чувство, тем на более далекие расстояния оно распространяется. Мы можем осязать или попробовать на вкус лишь то, что держим в руках, тогда как слышать и видеть мы способны намного более отдаленные от нас предметы. С этой точки зрения, наиболее материальным является чувство вкуса, так как мы можем ощутить вкус предмета, который не только непосредственно касается нашего тела, но и в самом прямом смысле помещен в него (то есть в рот).

 

2. Для того чтобы использовать материальные чувства, человек должен быть активен, тогда как духовные чувства характеризуются пассивностью, потому что, применяя их, человек отдает предпочтение своей душе, а не телу. Чтобы осязать или попробовать на вкус что-то, человек должен взять этот предмет в руки, или положить его в рот и разжевать, а чтобы услышать или увидеть что-то, он не обязан совершать никаких действий.

 

Во время Избавления в материальном мире проявляется Имя Всевышнего. Поэтому мы празднуем Избавление при помощи чувства вкуса, едой и питьем. Этим мы хотим показать, что материальный мир уже готов к восприятию Божественности.

 

К чувству вкуса добавляется еще одна активная функция, связанная со ртом, – речь. Речь – это не чувство, помогающее нам воспринимать внешние предметы или явления, а активное действие. Более того, наши мудрецы говорят, что именно речь является основным качеством, характеризующим человека. Это звучит странно: разве не мысль отличает человека от всех прочих живых существ? Ответ на этот вопрос дает Маѓараль из Праги: в мире есть существа материальные – например, животные – и духовные – например, ангелы. Человек уникален среди всех прочих творений тем, что он соединяет душу с материальным телом. В человеке есть как материальные, так и духовные силы, и соединяются они с помощью речи. Речь – это способ выражения духовных идей. Поэтому Избавление связано с речью – ведь благодаря Избавлению духовные силы могут проявиться в материальном мире.

 

Работа души во время Пасхального седера

 

Та работа, которую наша душа проделывает во время Пасхального седера, соответствует вышеизложенным духовным идеям, основное содержание которых состоит в том, что Песах – это начало года совершенства и Избавления. Отметим три стадии этого процесса.

 

Вопросы

 

Пасхальную Агаду открывают вопросы: «Чем отличается эта ночь от всех прочих ночей?» Это не просто случайные вопросы, единственная цель которых – заинтересовать детей историей Исхода из Египта. Пасхальный седер непременно должен начинаться с вопросов. Даже тот, кто проводит седер в одиночестве, должен задать эти вопросы самому себе. Вот что говорят об этом наши мудрецы: «Сын должен задать ему эти вопросы, а если у него нет сына, то жена, а если нет жены – он должен задать эти вопросы сам себе. И даже два мудреца, которые прекрасно разбираются в законах Песаха, должны задать эти вопросы друг другу».

 

Вопрос имеет решающее значение в начале седера. Ведь Песах не является началом года в аспекте Сотворения мира. Песах – это начало «второй стадии» года (лето) и существования всего мира (рождение народа Израиля и Избавление). Способность перейти от первой стадии ко второй зависит от способности задавать вопросы.

 

С одной стороны, невозможно задать вопрос, если у человека нет какой-то изначальной позиции. Ведь если мы задаем даже самый незначительный вопрос, это значит, что нас уже есть некая отправная точка и знание, благодаря которому мы можем сформулировать вопрос. Поэтому вопрос – это всегда «вторая стадия».

 

С другой стороны, тот, кто довольствуется первой стадией, не задает вопросов. Вопрос нарушает баланс, свойственный прежнему миропорядку, что способствует началу второй стадии, в которой заложен глубокий ответ на заданный вопрос. Хорошо сформулированный вопрос – это уже половина ответа.

 

Вот почему Пасхальный седер, который выражает начало процесса Избавления в мире, начинается с вопроса. Египтяне, чье пропитание обеспечено им в течение всего года благодаря водам Нила, освятили постоянство и неизменность. Все в мире неизменно остается на прежнем месте. Говорят наши мудрецы: «Никогда не случалось, чтобы раб сбежал из Египта». Во время Исхода из Египта сыны Израиля нарушили все устоявшиеся порядки и тем самым вывели на свободу все человечество. С тех пор вопросы, которые мы задаем самим себе и всему миру, возносят нас к новому миропорядку, более возвышенному.

 

Простая история

 

Следующая стадия седера – это рассказ об Исходе из Египта. В его основе лежит заповедь: «И расскажи сыну своему». Получается, что изначально эта заповедь относилась только к детям, а потом распространилась на всех евреев. В пасхальную ночь мы вновь становимся детьми, обращаясь к этой простой истории, предназначенной для детского восприятия. «Даже если все мы мудры, все мы умны, все мы стары, все мы знаем Тору, заповедано нам рассказывать об Исходе из Египта» (из Пасхальной Агады).

 

Заповедь относится к тому, кто рассказывает, а не к тому, кто слушает. Это значит, что основой седера является то, что переживают родители, рассказывая историю Исхода детям. Разумеется, дети впитывают через нее основы веры, однако главной является роль родителей.

 

Эта заповедь опередила на несколько тысяч лет современную психологию, которая утверждает, что когда родитель воспитывает своего ребенка, он тем самым возвращается к переживаниям собственного детства. Так, став родителем, человек получает возможность вновь обратиться к событиям своего детства, заново осознать их и внести элемент исправления. Когда еврей рассказывает своим детям простую историю Исхода, он тем самым освежает в памяти основы собственной веры. Разумеется, очень важно углублять повествование, но есть высшая ценность и в том, чтобы люди взрослые и умудренные возвратились к истории Исхода на ее самом простом, «детском» уровне. Намек на это можно увидеть на примере святых танаев, которые произносили на Пасхальном седере самые простые, основные слова: Песах, маца и марор.

 

Вечная свобода

 

Прежде чем мы обратимся к кульминации Пасхального седера, давайте рассмотрим следующий вопрос. Мы говорили, что в пасхальную ночь мы удостаиваемся великого света, который сияет короткое время, а потом исчезает. Мы возвращаем его в нашу жизнь во время счета омера, вплоть до праздника Шавуот, в который этот свет начинает сиять в полную силу. Это не совсем понятно: если Шавуот более велик, чем Песах, не является ли Песах всего лишь «станцией» на пути к Шавуоту?

 

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, обратимся к подобной ситуации, в которой взрослый человек возвращается к одному из самых первых детских переживаний: когда он испытывает страх. Человек, который сталкивается с опасностью для жизни, испытывает страх. Это чувство вызывает физиологические изменения в организме: кровеносные сосуды и зрачки расширяются, в кровь выбрасывается большое количество адреналина, и так далее. Все эти реакции призваны подготовить организм к преодолению возможной опасности. Благодаря страху человек, пребывающий в опасности, преисполняется сил, которые во много раз превосходят его обычные силы, что позволяет ему бороться.

 

Каждый человек реагирует на опасность по-разному, и его реакцию невозможно предвидеть заранее. Исследования показывают, что когда человек испытывает страх, его обычные механизмы перестают действовать, и на первый план выходят забытые детские реакции.

 

Подобным же образом можно рассматривать Исход и Египта и Пасхальный седер. В Египте само существование нашего народа было под угрозой. Для того чтобы преодолеть эту угрозу, мы должны возвратиться к жизненным силам детства. Это происходит, когда мы рассказываем историю Исхода. И здесь мы достигаем третьей стадии. Известно, что ребенок слаб, его силы немногочисленны, однако он обладает великой силой учиться, развиваться и продвигаться вперед. Следовательно, когда человек испытывает страх, он получает великую силу прорываться вперед. И эта сила даже больше, чем была у него в детстве, потому что это сила взрослого человека, подобная по сути силе ребенка.

 

Так, во время Исхода из Египта народ Израиля вырвался из рабства при помощи великой силы. В то время миру было уже 2448 лет, он уже не был «молод», и народ Израиля возвратил ему в одночасье весь задор и надежду, которые были у него в детстве.

 

Это является центральной идеей Пасхального седера, и именно благодаря ей Песах приобретает большее величие, чем Шавуот. Ведь в Песах наше Избавление еще пребывает в потенциале, а, как известно, потенциал может развиться во многих направлениях. В Шавуот Избавление уже достигло своего пика, тогда как в пасхальную ночь мы имеем возможность развить и направить его в нужное русло.

 

Молитва об Избавлении

 

Именно это мы имеем в виду, когда открываем дверь для пророка Элияѓу в конце седера и поем завершающие песнопения, которые говорят о грядущем Избавлении. Наполняя вином пятый пасхальный бокал, соответствующий изречению: «И привел Я вас в Землю Израиля», мы верим, что вот-вот придет пророк Элияѓу, чтобы возвестить нам о полном и окончательном Избавлении.

 

В Иерусалиме времен Храма в конце пасхальной ночи происходило чудесное явление, которые описывают наши мудрецы в Вавилонском Талмуде (трактат Псахим, 85). После того как все вкушали небольшой кусочек мяса пасхальной жертвы, во время чтения благодарственной молитвы Ѓалель, крыши иерусалимских домов трескались от той духовной мощи, которой были исполнены праздничные молитвы и песнопения Израиля.

 

И в наши дни, в промежуток времени после того, как мы съедаем афикоман в память о пасхальной жертве и прежде чем начинаем читать Ѓалель, мы раскрываем настежь все ворота, устраняем все преграды и ощущаем, что пришел пророк Элияѓу, дабы возвестить нам об Избавлении. Это уникальное время, когда мы можем молиться и просить о полном, окончательном и скорейшем Избавлении. И нельзя идти на компромисс и удовлетворяться малым.

 

Каждый, кто раскрывает двери настежь в сердечной чистоте и безграничной вере, удостаивается в этот час ощутить вкус истинного Избавления. Рассказывают об одном великом мудреце, что его сын каждый год проводил Пасхальный седер дома со своей семьей, а потом приходил к отцу. Однажды он пришел позже обычного, и отец спросил его, почему он задержался. Тот ответил, что должен был успокоить своего младшего сына. Мальчик плакал, потому что хотел увидеть пророка Элияѓу. «Почему же ты и в самом деле не показал мальчику Элияѓу?» – спросил мудрец.

 

Несколько слов о смысле истории, приведенной в начале статьи

 

Мы говорили о том, что праздник Песах является началом года в аспекте совершенства и Избавления; о том, что в первый день Песаха мы удостаиваемся великого света – света Избавления. Впоследствии этот свет исчезает, но в нас уже посеяно семя совершенства, которое прорастет и приведет к истинному Избавлению.

 

В начале истории Бааль-Шем-Тов едет в Святую Землю, чтобы способствовать скорейшему Избавлению, подобно тому, как народ Израиля в это время удостаивается Избавления. В канун Песаха Бешт лишен всего, как в материальном, так и в духовном смысле, как сыны Израиля накануне Исхода были лишены каких бы то ни было заслуг, могущих привести Избавление.

 

Как во время Пасхального седера мы получаем в подарок великий свет Избавления, так и Бешт получил в подарок все, что необходимо для праздника. Во время седера Бешт поступил в том же духе, пообещав бездетной паре, что у них родится сын. Этот сын должен был родиться вопреки законам природы, подобно тому, как Исход из Египта произошел в нарушение всех законов природы. Мудрецы говорят, что наш праотец Авраѓам, который согласно законам природы тоже не мог иметь сына, получил обещание о рождении Ицхака именно в пасхальную ночь.

 

Однако такой подход Бешта все же не соответствовал духу пасхальной ночи – ведь свет чудесного Избавления воссиял на краткий миг и тотчас же исчез, тогда как сын символизирует вечную преемственность поколений. В этом состояла суть спора между Бештом, который стремился, чтобы Избавление стало вечным, и Небесами, утверждавшими, что час вечного Избавления еще не настал. Поэтому Небеса приговорили Бешта к тому, что он утратит свою долю в вечности – в мире грядущем. Бешт, со своей стороны, был готов утратить свою долю в мире грядущем ради вечного Избавления народа Израиля, потому он обрадовался и был готов заплатить столь дорогую цену за то, чтобы у пары родился сын. Достигнув такой высокой духовной ступени, он в самом деле приобретает возможность привести в мир вечное Избавление, и потому Небеса возвращают ему долю в мире грядущем.

 

Когда первый день Песаха подошел к концу, и началось время счета омера, Бешт и его сын хотят продолжить исполнение своей миссии. Бешт не может найти в порту корабль, на котором плыли бы евреи в Святую Землю. Это означает, что народ Израиля еще не готов к Избавлению естественным путем, и Бешт стремится привести Избавление с помощью чуда. Однако его сын рабби Цви говорит ему, что чудеса подходят для первой пасхальной ночи, а теперь, в дни счета омера, когда речь идет о грядущем Избавлении, мы должны действовать по законам материального мира. Если же мы не станем считаться с этими законами, все мы утонем.

 

Бешт соглашается с сыном, и они восходят на корабль. Однако подобно тому, как свет Избавления уходит от народа Израиля в дни счета омера, так Бешт и его сын и дочь попадают в бурю, оказываются на незнакомом острове, блуждают по нему, пока не утрачивают все свои духовные ступени. Они помнят лишь буквы святого языка. Буквы – это символы, которые человек получает по наследству от своих отцов, а не какие-то отвлеченные идеи, которые он придумывает сам. В дни счета омера мы используем силу букв, кладем кирпич за кирпичом. Великий свет Исхода из Египта исчез, но его искры остались у нас в руках, и мы бережно храним их и присоединяем одну к другой, пока вновь не удостоимся великого света полного и окончательного Избавления.

 

Так Бешт благодаря буквам святого языка получает назад все свои силы. И даже если окончательное Избавление еще не настало, мы удостаиваемся ощутить его вкус на пике Пасхального седера, наливая бокал вина для пророка Элияѓу – провозвестника Избавления.

Рав Нетанель Йосифон

Перевод: Хана Ар-Шалом