"Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле… чтобы вступить тебе в союз с Б-гом, Всесильным твоим…" (Дварим, 29:9-12).
Тора – союз, линия связи, которая, пронизывая материальный мир, соединяет человека с Творцом. В Земле Израиля, где возникает общность душ, наше Учение принимает совершенно особый характер: новое свойство, раскрывающееся только здесь, требует нового осмысления союза, уже заключенного у горы Синай. И поэтому сразу же после перехода через Иордан необходимо было повторно заключить союз. Сразу же после вступления на Землю Израиля евреи под предводительством Йеошуа направились к горам Гризим и Эйваль, возвышающимся над городом Шхем. Здесь был обновлен союз, точно в соответствии с тем, как это велел сделать Моше: левиты, держа на плечах Арон а-Кодеш ("ковчег завета"), произносили благословения, повернувшись в сторону горы Гризим, и проклятия – повернувшись в сторону горы Эйваль. Шесть колен на одной и шесть на второй горе отвечали им "Амен".
Новый характер союза проявился в словах, которые были произнесены всем народом в конце: "Скрытое – Б-гу Всесильному нашему, а открытое – нам и нашим детям вовеки веков, чтобы исполнять все слова закона этого" (Дварим, 30:28). За скрытые грехи пусть Всевышний наказывает преступника и не переносит ответственность на народ, а за открытые, совершенные на глазах у тех, кто мог воспрепятствовать преступлению и не сделал этого, отвечают те, кто проявил равнодушие. Причем степень их ответственности такова, как будто они сами совершили это преступление. Таким образом, после обновления союза появилась пряма и непосредственная ответственность друг за друга.
Сыны Израиля до конца не осознали, что означает эта клятва. Через несколько дней при захвате города Йерихо Ахан присвоил себе ожерелье и шинарский плащ, несмотря на то, что весь народ поклялся не брать себе ничего из добычи. Ни один человек не видел этого. А на следующий день в сражении у города Ай погиб великий праведник (так пишет Раши). "Согрешил Израиль, и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из запрещенного, и после отрицали, и положили в вещи свои" (Йеошуа, 7:11), – сказал Всевышний.
Оказалось, что слова "скрытое – Богу нашему" предполагают не только ответственность самого преступника за содеянное в тайне, но и ответственность всего народа, и прежде всего – больших праведников. Возлагая ответственность на все общество за преступления, совершенные тайно, Тора тем самым утверждает, что решающую роль в развитии личности играют система воспитания и высокий нравственный уровень людей. Ошибки в воспитании и нравственные недостатки всего общества являются скрытой причиной всех преступлений. Таким образом, Тора "опередила" ученых не только в области представлений о вселенной, но и оставила далеко позади современный психоанализ, раскрыв его основные положения за несколько тысячелетий до рождения этой науки.