Наша недельная глава, Лех Леха, является первой главой Торы, с которой начинается рассказ о формировании Народа Израиля.
Как мы видим из дальнейшей истории, Вс-вышний избрал Авраама в качестве зерна, из которого должна была появиться новая общность – святой народ. Путем испытаний, формирующих необходимые качества у наших праотцов, с одной стороны, а также методом тщательной селекции и отсева «некачественного» материала (Лот, Ишмаэль, Эйсав), с другой стороны, Вс-вышний добивается создания идеальной «матрицы» для создания этой новой общности, и эта «матрица» – праотец Яаков, которому, согласно еврейской мистике присуще качество «Тифэрэт» – «Великолепие», т.е. соединение всех положительных качеств в идеальной пропорции. И только после этого «опытного идеального образца» можно начинать «массовое производство», т.е. превращать отдельно взятую личность в народ через промежуточный этап – большую семью. Это как раз и есть основная тема книги Берейшит.
Но прежде всего мы должны спросить себя: а каков же был замысел Творца? Для чего понабилось Святому, Благословен Он, понадобился такой специальный народ?
Ответ на этот вопрос содержится в конце главы Ноах. Там Вс-вышний после Потопа принимает на себя односторонний мораторий на уничтожение человечества, и в качестве знака этого союза избирает радугу (на иврите «радуга» и «лук (для стрельбы)» обозначаются словом «кешет»), повернутую концами в землю, как символ мирных намерений. Но при этом возникает серьёзное противоречие: а если человечество вновь коллективно согрешит, и будет повинно уничножению, как во времена Потопа? Можно, конечно, лишить человека возможности грешить, изъяв у него свободу воли (ведь именно так совершается грех – посредством неверного выбора). Но тогда вся идея мира – стремление творения к добру и благу по собственной инициативе – будет утрачена, и человек ничем не будет отличаться от умного животного!
И тогда Вс-вышний решает пойти другим путём. Он предпринимает три действия, призванные обеспечить в мире такое состояние, при котором, с одной стороны, у человечества сохранится свобода выбора, а с другой – оно не сможет совершить какой-либо грех всё вместе и в один период времени. Вот эти меры:
Шаг первый – разделение на народы и языки. В конце главы Ноах также присутствует рассказ о строительстве вавилонской башни. Многие комментаторы усматривали в этом действии различные грехи – от банальной гордыни («Человек – это звучит гордо!»), до попытки не шибко умных людей затеять войну со Вс-вышним, используя башню, как плацдарм земли на небесах. Однако, сама Тора не указывает прямой причины, побудившей Творца разрушить башню, кроме странного стиха: «И СКАЗАЛ БОГ: ВЕДЬ НАРОД ОДИН И РЕЧЬ У ВСЕХ ОДНА, И ЭТО ЛИШЬ НАЧАЛО ИХ ДЕЯНИЯ, А ТЕПЕРЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НИХ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО – ЧТО БЫ ОНИ НИ ВЗДУМАЛИ ДЕЛАТЬ» (Бер. 11:6). Т.е., согласно простому пониманию, сама постройка башни не являлась грехом, а лишь свидетельствовала о готовности людей соврешать совместные действия. А послкольку башня уже была шагом «не в ту степь», то помешать более серьёзным нарушениям можно было, только смешав их языки, чтобы не сумели договориться об общих действиях и разошлись каждый в свой угол, и занялись заселением земли, что и произошло. Но это был только первый шаг.
Шаг второй – географическое разделение
. Так выглядел первичный континент, называемый учеными «Пангея», т.е. «Общая земля». Когда Вс-вышний на третий день творения поднял сушу из воды, то она поднялась как один континент. После потопа люди снова начали его заселять, но в основном, концентрировались в одном городе – Вавилоне. Однако у Вс-вышнего были иные планы.
Когда у правнука Шема, Эвера, родился сын, тот под действием пророческого духа дал ему имя Пелег, т.е. «раскол». Так об этом говорит Тора: «А У ЭВЕРА РОДИЛИСЬ ДВА СЫНА: ИМЯ ОДНОГО – ПЕЛЕГ, ИБО В ДНИ ЕГО РАСКОЛОЛАСЬ ЗЕМЛЯ…» (Бер. 10:25) Разрушение вавилонской башни сопровождалось катаклизмами, и праматерик раскололся, и его части начали дрейфовать в разные стороны, чтобы со временем образовать известные нам материки, слабый дрейф которых продолжается и по сей день. Так Вс-вышний осуществил географическое разделение народов, еще более затруднив совместное совершение негативных действий. Если какой-либо народ вызывал гнев Творца своим особо негодным поведением, то Вс-вышний мог с ним разобраться локально, зачастую – посредством его соседей, как это описывается в книге Судей. Но всё это были шаги по защите земли от негатива. А что с позитивом?
Третий шаг – создание народа-индикатора и народа-образца. Теперь настала очередь обеспечить человечеству возможность поступательного движения вверх и вперед, к исправлению греха первого человека. Человечество должно было духовно развиваться, иначе терялся смысл его существования. Нужен был народ-лидер, имеющий особые связи с Создателем, обладающий определенными качествами и получивший от Вс-вышнего особое задание. Причем само положение этого народа и его собственное духовное состояние будет являться индикатором – если этот народ гоним и терпит унижение, то мир далек от духовного процветания. И наоборот – если его уважают за приверженность союзу с Творцом и выказывают ему почтение, то конечное исправление мира не за горами. Об этом говорят книги наших пророков.
Поэтому Авраам начинает свой долгий путь из Харана в Израиль. Он проходит испытание за испытанием – голод, пленение Сары, размолвка с Лотом, война с вавилонскими царями, Агарь и Ишмаэль, обрезание, рождение Ицхака, и в конце, как завершающий аккорд – его жертвоприношение – вот этапы большого пути человека, судьба и призвание которого – основать вечный и святой народ, который был и остается светочем для всего мира. Основные гуманистичиские идеи пришли к человечеству именно от нас. И мы, потомки Авраама, должны помнить об этом и не ронять себя в глазах Творца и всего мира. Не к лицу нам пресмыкаться против силы Эйсава и потворствовать коварству Ишмаэля, ибо наш жребий – лишь в руке Вс-вышнего, и мы призваны нести идею Б-га в материальный мир путем соблюдения Его заповедей, изучения Торы и восстановления государства, зиждущегося на ее законах, и, в конечном итоге, воздвижению Храма на горе Мория в Иерусалиме, где в полной мере открыто проявится Б-жественное присутствие, и тогда наступит конец расколу, и все человечество объединится в служении Творцу, как сказано у пророка Зхарии: «И будет Вс-вышний царём над всей землёй, в этот день будет Вс-вышний един и Имя Его едино!» Амен!