dore-vaera

Недельная глава Ваера.Союз обрезания и земля

October 19, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  «И показался ему Б-г в дубраве Мамрэ, а он сидит у входа в шатер при зное дня…» (Берешит, 18:1).

Авраам, благодаря сделанному им обрезанию, удостоился нового уровня раскрытия Б-жественного Присутствия.

Обрезание, ставшее союзом с Б-гом, установило и особую связь народа с землей Израиля – землей, где Б-г раскрывается пророкам, и где Он ближе к душе каждого человека, чем в любом другом месте.

Об этом свидетельствует то, что изначально заповедь обрезания была дана как знак, подтверждающий Б-жественное обещание даровать нам Землю. И об этом было сказано Аврааму: «И дам тебе и потомству, которое будет после тебя, землю, в которой ты проживаешь, всю землю Кнаан в вечное владение, и буду им Всесильным… Вот союз, который вы будете хранить между Мной, и между вами, и между потомством, которое будет после тебя: обрезан будет у вас каждый мкжчина. И ребенок восьми дней будет обрезан у вас… И обрежете край плоти вашей, и будет это знаком союза между Мной и вами …» (Берешит, 17).

Знак… В наших силах хранить его, или, не дай Б-г, стереть его, перестав исполнять эту заповедь.

Но в чем же связь между знаком союза и Землей?

И то и другое обязывает нас оставаться самими собой, хранить свою душу в чистоте, не смешиваться с другими народами, не жить такой же жизнью, как они, не верить в то, во что верят они.

Обрезание обязывает заключать браки внутри народа, верящего в Б-га и служащего Ему. Любая запрещенная связь и, особенно, связь с женщиной из другого народа – нарушение союза, стирание знака: на теле он остается, а вот свое духовное значение утрачивает, и только раскаяние может восстановить его.

А земля Израиля?

Б-г заповедал нам: «Когда приведет Б-г Всесильный твой в землю эту… то прогонит многочисленные народы от лица твоего… И порази их… не заключай с ними союза… И не заключай браков с ними: дочь свою не отдавай сыну его и дочь его не бери для сына своего…» (Дварим, 7).

Проживание в святой земле также обязывает: «Дела, подобные тем, которые творятся в земле египетской, где вы жили, не делайте, и как дела, подобные тем, которые тво-рятся в земле Кнаан, куда Я веду вас, не делайте, и по законам их не ходите» (Ваикра, 18:1).

Как только сыновья Израиля после сорока лет блуждания подошли к Земле и пересекли ее границу, тут же сделали обрезание еще раз. Это было необходимо, так как Всевышний при входе в Землю добавил к заповеди обрезания новую деталь, которая называется прия: кожа скрепляется так, что она больше никогда не сможет нарасти. Это указывает на вечность союза. А раскрыться эта вечность могла только после того, как сыновья Израиля пересекли границы земли Израиля.

Отделенность от народов мира не связана с гордыней и надменностью. Она определяется свойствами души, которые раскрываются как благодаря обрезанию, так и благодаря земле Израиля.

Обрезание помогает преодолеть любое дурное желание. А земля Израиля связывает вместе все души, благодаря той чистоте, которая раскрывается в них.

У каждого в земле Израиля появляется общая для всех составляющая души. Она выводит человека на новый уровень понимания Б-га и окружающего мира, ослабляет влияние материи на душу и, следовательно, так же как обрезание, помогает преодолеть дурное желание. Это и отделяет сыновей Израиля от народов мира, которые даже не пытаются противостоять той испорченности, которая коренится в их душах.

Буква союза – буква хей (числовое значение которой – пять). Был Аврам, а стал Авраам. Благодаря обрезанию пять из органов его тела: голова, два уха и два глаза – принципиально изменились (комм. Раши к Берешит, 17:1).

Этот мидраш имеет в виду, что после обрезания Авраам по-другому начал видеть мир, по-другому стал понимать его и глубже стал понимать слова Б-га, обращенные к нему. Иными словами, он исправил свой внутренний мир настолько, что смог постоянно воспринимать духовную составляющую, которую скрывает мир окружающий, человека.

А земля Израиля дает человеку букву йод. И не случайно говорится, что буква йод, забранная у Сары (которую звали Сарай, и только после обрезания Авраама ее имя стало Сара), хранилась в сокровищнице Всевышнего и была передана Йеошуа, имя которого было Ошеа, а Моше изменил его на Йеошуа (комм. Раши). Тот, кто завоевал Землю, обрел букву йод и вернул ее всем сыновьям Израиля,. Буква йод – символ прямой и непосредственной связи с Б-гом: ее верхняя корона указывает на то, что за ограниченным миром скрывается Тот, Кто его сотворил.

Таким образом, обрезание исправляет внутренний мир человека, а земля Израиля объединяет все души за счет того, что раскрывает в каждой из них общий корень, связанный только с Источником жизни, предшествующим творению.