188ekologia-1

Наша экология

February 18, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 Человек, несомненно, эгоист. Поэтому даже самых древних  людей не мог не волновать вопрос: а почему, собственно, кроме меня и всего, что мне лично необходимо, существует ещё весь этот огромный мир во всём его многообразии. Как мне к нему относиться, что с ним делать?

Какова позиция иудаизма относительно всех этих проблем?

Что об этом имеют сказать уважаемые еврейские мудрецы?

Я приведу сейчас два традиционных еврейских подхода к вопросам, связанным с взаимоотношением Человека и всего остального мироздания. Они свидетельствуют о столь глобальном подходе,  до которого пока ещё самые современные мыслители не дошли. Судите сами.

Вот цитата из великого пророка Йешаягу:

«И волк будет жить рядом с барашком, и леопард мирно лежать рядом с козлёнком, и телец, и молодой лев, и буйвол вместе. И маленький мальчик будет водить их» (Йешаягу 11:6).

И если бы это было сказано о мире идеальном, ладно, потерпели бы мы явное непонимание пророком того, что волк должен грызть барана, а лев – одной лапой убивать буйвола. В конце концов, мечтать не вредно. Но здесь Йешаягу не мечтает, он детально описывает еврейскую программу-максимум, нашу человеческую задачу по исправлению этого мира. Программа минимум – это перековать мечи на орала, об этом у Йешаягу сказано раньше (2:4).

То есть вот это детское чувство, что зайчика нужно спасти от волка, евреи действительно сделали своим девизом. Причём задача, которую они поставили, на самом деле ещё сложнее. Нужно ещё волка уговорить перейти на вегетарианскую диету (как в анекдоте: Рабиновича я почти убедил, осталось уговорить Ротшильда).

Шутки шутками, а ведь Йешаягу, понятное дело, слов на ветер не бросал. Сказал, что Йерушалаим будет разрушен – и был разрушен; описал, кто его разрушит – сошлось; сказал, что изгнание продлится 70 лет – сбылось. Так что у меня лично никаких сомнений насчёт хищников нет.

Вопрос: как же этого добиться?

Для того, чтобы в этом разобраться, возьмём второй пример.

Потоп, как известно, был послан в наказание человечеству. Как известно, среди спасённых были: Ноах с семьёй, а также каждой твари по паре.

Почему только Ноах, понятно.  Все остальные погрязли в грехах. А вот почему каждой твари по паре – непонятно. За что была уничтожена вся фауна? Зайчики, бабочки, птички. За что?!

Ответ (традиционный) на этот вопрос такой: а зайчики, бабочки и птички погрязли в ничуть не меньшей степени, чем человек (об этом пишет Талмуд – трактат Санэдрин 108). Волки не то, что ели зайчиков – они с ними скрещивались. Вы можете себе представить? Не пытайтесь.

«Ну, если так, тогда конечно…» – говорите вы, однако ясности у вас не прибавляется. Во-первых, непонятно, а с чего бы это животному миру так извращаться. Они же не люди.

 

Дело в том, что допотопный мир порядком отличался от послепотопного. Он был интереснее. Там любое действие человека сразу отражалось в мире. Если человек вёл себя по-человечески, то и звери вели себя… нет, не по-звериному, по-человечески. Я не имею здесь в виду, что они разговаривали или ходили на задних лапах. По-человечески – в смысле достойно. Важно, что человек мог увидеть свое отражение в мире сразу. И если вдруг волки в лесу начинали заедать зайчиков, то человек понимал, что кто кое-где у нас порой…. И должен был задуматься и исправить свой недостаток.

Кстати, в нашем послепотопном мире кое-какие следы той глобальной «круговой поруки» остались.

 

Гомосексуализм, как известно, существует не только среди людей. Но и, к примеру, у собак и кошек. Только у них это редкое явление, 2-3 % от общего числа связей в популяции. Поразительно, но в современных мегаполисах, где среди людей гомосексуализм – совершенно обычная вещь, этот процент увеличивается почти в десять раз. У собак и кошек. То есть во столько же раз, во сколько, увы, у людей…

 

Допотопное человечество, как мы знаем, пошло по неправильному и неправедному пути. «И наполнилась вся земля разбоем… и растлилась земля…». Вся земля, а не только человек.

Только ведь все равно несправедливо получается! Люди-то по своей воле растлевались. А собачки и кошки – у них-то никакой свободы выбора нет. Потоп, говорят мудрецы, коренным образом изменил свойства обитаемого мира. Он перестал отражать напрямую действия человека. Почему?

Потому, что допотопный мир был расчитан на более или менее правильное поведение человека. Но когда человек, видя последствия своих ошибок, уже сознательно их повторяет, и всё это усиливается всем Творением и катится вниз, как снежный ком, – то никакого выхода у Творца не остаётся. Изменив условия игры, упростив мир, Он даёт ему возможность существования, возможность развития. Из тех пар от каждой твари происходит животный мир, который уже гораздо более глух к тому, что делает человек.

 

Теперь человек уже не влияет непосредственно на окружающий мир. Меньше ответственности. Тем не менее, это влияние стремительно нарастает. И – о! Человек снова начинает чувствовать ответственность за мир. Конечно, это, вначале, ответственность крестьянина за свою кормилицу – бурёнку. То есть чисто эгоистическое чувство. Но совершенно очевидно, что сейчас мы продвигаемся, и продвигаемся стремительно, в сторону осознанного и ответственного руководства мирозданием. Очень важно только понять, что для того, чтобы внести гармонию и совершенство в мир, человек и человечество должны прийти сами к гармонии и совершенству.

Когда миллионер и пролетарий, чёрные, белые, обитатели стран первого, второго и третьего мира, мужчины и женщины в конце концов перестанут бояться, ненавидеть и завидовать друг другу (оставаясь самими собой, а не пройдя коммунистическую или любую другую нивелировку), тогда и фантастическое пророчество Йешаягу о льве и ягненке вполне может стать реальностью.