В нашей недельной главе есть отдельная часть, которая посвящена генеалогии рода Эсава, брата нашего праотца Яакова. Казалось бы, какой может быть интерес у потомков обладателя тонкой духовности, «живущего в шатрах» Яакова к царям из числа потомков охотника и человека полей Эсава? И зачем Торе, где ни одна буква не написана просто так, рассказывать обо всех этих князьях? Однако это отсутствие связи обманчиво. Невозможно игнорировать запутанные, конфликтные отношения, складывающиеся на протяжении всей нашей истории между двумя нациями – еврейским народом и народом Эдома (они же – потомки Эсава, они же – Древний Рим, они же, в широком смысле, – «западная» цивилизация). Ещё Шем, когда Ривка обратилась к нему с вопросом, как понимать толкание сыновей в утробе, пророчествовал, что "…и будет больший народ служить меньшему" (Берешит 25:23). Пророк Йехезкель (26:2) передает в своем пророчестве следующее: «Сказал [город, принадлежащий потомкам Эсава] Цор о Йерушалаиме: "Я заполнюсь, ибо разрушен он [Йерушалаим]"». Наши Мудрецы (да будет память о них благословенна) поясняют: из того, что один из городов разрушен, другой черпает энергию своего существования (трактат Псахим 42б).
Если внимательно перечитать список царей Эдома, мы увидим, что все они не только носят разные имена, но и происходят из разных мест. Один из царей был из города Динава (И царствовал в Эдоме Бэла, сын Беора, а имя городу его Динава – Берешит 36:32), другой – из Боцры (И умер Бэла, и воцарился вместо него Йовав, сын Зэраха, из Боцры – Берейшит 36:33). Есть царь из города Авит (И умер Хушам, и воцарился вместо него Адад, сын Быдада, который поразил Мидьянитян на поле Моава; имя же городу его Авит – Берешит 36:35), другой – из города Масрэка (И умер Адад, и воцарился вместо него Самла из Масрэки – Берешит 36:36). Наши Мудрецы обратили внимание на эту непрерывную смену мест и династий, чтобы сравнить ее со схемой передачи власти в еврейском государстве. Что же лучше – сохранять монархию одной династии царей или же постоянно назначать новых царей из различных мест, в зависимости от их дарований?
С одной стороны, при правлении одной династии царей в государстве сохраняется стабильность, хотя в то же время может поощряться коррупция правящей семьи. С другой стороны, обязательно ли те, кто восходят к власти за счет своих личных усилий и способностей, оказываются более моральными и пригодными, чем их коллеги, получившие власть в наследство по закону крови?
В 27-й главе книги пророка Йехезкеля есть подробное описание странного объекта – корабля, построенного из частей, собранных со всех краев мира. Мидраш говорит, что это намек на правителей древнего Эдома – потомков Эсава, властителей Рима.
Мидраш заканчивается предсказанием о том, что это царство не будет процветать вечно. В действительности на протяжении всей истории у обеих систем были свои успехи и провалы. Разница в том, что в еврейской традиции для царя недостаточно обладать некими лидерскими качествами, которые, по идее, помогут ему справляться с возложенным грузом власти. В нашей традиции самостоятельной ценностью является выбор определенной линии, последовательности, которая при выборе показывает, что обладает определенными врожденными качествами, которые и делают её наиболее подходящей для данной цели. Это относится не только к людям. Избрание Земли Израиля, еврейского народа, колена Леви для служения, Иерусалима как столицы и места для Храма – все это постоянные факты, основанные на врожденных качествах этих мест или людей. То же самое можно сказать и об избрании династии потомков Давида.
Мы молимся о том, чтобы наследник престола из дома Давида наконец начал царствовать в Израиле и сместил бы с доминирующих ролей сыновей Эсава, которые до сих пор в определенном аспекте продолжают хозяйничать в избранном городе – Йерушалаиме.
Перевёл Яков Герштейн