837

Кто не работает перед субботой – не ест в субботу

October 23, 2004 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

    Мы живём в потрясающе интересное время. Грандиозные исторические процессы набирают обороты. И эти процессы всё больше и больше оказываются связаны с еврейским народом. Катастрофа. Образование Израиля. Собирание евреев. Арабо-израильское противостояние и выросшее из него противостояние Запада и Востока.
   Очень многое из происходящего является точным раскрытием наших древних пророчеств. То есть получается, что все эти бурные изменения запрограммированы. И, тем не менее, как это ни парадоксально, роль человека и возможность повлиять на пути истории в последнее время возрастает.
   Но для того, чтобы положительно влиять на историю, нужно понимать, откуда мы идём и куда должны прийти, а также – в какой конкретно точке этого пути мы сейчас находимся.

   Для того, чтобы разбираться в первом, нужна Тора – переданное нам через пророков и мудрецов цельное учение о том, что такое мир, что такое история и в чём состоит роль человека. Для того, чтобы понимать происходящее, необходимо пристальное внимание, напряжение всех органов чувств (включая не конвенциональные), задействование всех душевных сил. И хотя до конца понять сущность момента может только пророк, мы тоже до конца – не до конца должны стараться понять… А, поняв, задаться вопросом: «А чем я конкретно – на этом вот месте и в это самое время – могу быть полезен?». И, если ответ найден, то необходимо действовать.
И это справедливо для всех эпох. 

  Но есть такие времена, когда возможность нашего участия очень мала. Например, эпоха изгнания – галут. На что мог положительно повлиять еврей, скажем, в России, скажем, двести лет назад. В лучшем случае – на своих детей, жену, учеников. На что мог повлиять народ гетто?

  Наша эпоха имеет свою особенность: у нас появилось мощнейшее средство влияния – государство Израиль. Его успехи дают всему миру положительный импульс для развития. Возьмем для примера победу Израиля в Шестидневной войне. Что в это время происходит в мире? Молодёжные «революции» в странах Запада, борьба с «материальностью», поиски духовного, хиппи и «Битлз». А ещё разрядка и разоружение. А ещё «восстание из мёртвых» еврейского самосознания и сионистского движения в Советском Союзе. А ещё кризис христианской доктрины, который привёл церковь (пока только католическую) к официальному отказу от лживой двухтысячелетней догмы, согласно которой «изгнание евреев стало наказанием за отказ признать божественность того самого еврея». А ведь процесс только начинается. 

  Конечно, на историю можно влиять как в положительном смысле, так, к сожалению, и в отрицательном. Возможен и путь отказа от влияния.
Для того, чтобы влиять отрицательно, нужно совсем немного. Либо в принципе не понимать пути, либо не чувствовать момента. И это, конечно, проще простого. Понимать и чувствовать сложно – а сидеть и ничего не делать легче легкого. 

  Надо сказать, что и в том, и в другом случае, с конечным результатом ничего не произойдёт. Машиах, все равно, придёт. Храм будет построен. Окончательное избавление наступит. И лев будет лежать рядом с буйволом.
Что же меняется?
Скорость процесса. Его болезненность. И наше соотношение с ним.

   Вот пророчество Торы о том, что четвёртое поколение вернётся. А вот я, представитель четвёртого поколения, оторванного от своих корней. И я возвращаюсь. В Землю Израиля, в свой народ, в свою Тору. А мог бы, не дай Б-г, и не вернуться. То есть поколение – да, а я – нет. Или, не сейчас. (Хотя, для меня лично это принципиально важно, что именно я пророчество реализую.) 

  Но возвращение мое было довольно пассивным. Точнее – не осознанным. Не то, чтобы я прочитал пророчество Торы, просчитал, что я, как раз, четвёртое поколение, и пошёл в ОВИР, попутно приобретая тфиллин, кипу и цицит. Не так это было, к сожалению… 

  Но такой вариант возможен. И, пожалуй, ключевое словосочетание здесь – «осознанное действие». «Осознанное творческое действие по изменению мира» – это определение понятия мэлаха («работа»).

  Суббота, согласно еврейской традиции, – это седьмое тысячелетие нашего мира, исправленное его состояние. Сейчас же идёт – и приближается к концу – шестое тысячелетие. День шестой. Нужно готовиться к субботе. Кто не работает в шестой день – не ест в субботу. 

  Масса работы… Причём, чем ближе к сумеркам – тем больше. И следует помнить, что в сумерки, перед наступлением субботы, можно, если это необходимо для выполнения заповеди (подготовки к субботе, в частности), делать мэлахот де-рабанан (совершать действия, запрещённые мудрецами, но разрешенные, с точки зрения Торы). И потрясающе, сколько мэлахот де-рабанан, необходимых для выполнения заповеди, можно успеть сделать в сумерки, перед наступлением субботы!


"Отпусти народ мой", демонстрация
 в поддержку советских отказников