Лекция на тему: Суббота и будни

Лекция на тему: Суббота и будни

October 26, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

 

Суббота – понятие, связанное с аспектом времени, а не с аспектом пространства. Прежде всего, это день, когда был остановлен процесс творения – прекратилось раскрытие созданных за шесть дней потенциалов, находивших свое выражение через образование новых пространственных форм. Но если созидательный процесс во внешнем по отношению к человеку мире остановился, то внутренний мир – душа человека – продолжал претерпевать глобальные изменения. Следовательно, время не остановилось. Оно продолжило свое поступательное движение.

Каждый недельный цикл несет в себе особенности шести дней творения и первой субботы: каждый из будней еще полнее, чем раньше, раскрывает силу, созданную в этот конкретный день, а суббота постоянно привносит изменения во внутренний мир человека. В Талмуде эта особенность седьмого дня разъясняется через понятие "дополнительная душа": "Сказал Рабби Шимон бен Лакиш: "С наступлением субботы Всевышний вкладывает в человека дополнительную душу, а на исходе субботы забирает ее, как сказано (Бейца, 16а): "А седьмой день устранился от работы и отдыхал душою" (на иврите – шават веинафаш, буквально: "устранился от совершения действия и добавил душу")". Время, как было определено выше, является планом реализации замысла в материальном мире, планом действия, превращающимся в энергию. Но оно гораздо активней проявляется во внутреннем мире человека, чем в материи. Там, в глубине души, происходят основные изменения, которые выражаются как новое понимание действительности и духовных миров, как новые мысли и новые идеи, определяющие изменения во внешнем мире, направленные на совершенствование уже существующего. Движение в материальном мире похоже на движение по кругу, которое не приводит к качественному развитию. Его нельзя назвать движением во времени или течением времени в полном смысле слова, так как оно не приближает мир к раскрытию замысла Творца. Для человека время в большей степени связано с внутренними потенциалами его души, чем с движением тела, работой и созданием материальных ценностей, которые являются проявлением времени, но не самим временем.

Подведя итог сказанному, можно заметить, что прекращение развития внешних пространственных форм и усиление духовной составляющей человека в седьмой день явно указывает на то, что суббота относится к временным, а не пространственным категориям.

Суббота обладает еще одной характеристикой – она несет в себе образ вечности. Однако на первый взгляд понятие "вечность" и понятие "время" несовместимы, и их нельзя связать одновременно с одним и тем же аспектом (в данном случае – с седьмым днем недели). Если время – динамика, постоянное течение мысли и поиск новых путей преобразования и раскрытия потенциалов материи, то вечность представляется как покой, когда цель достигнута и нет необходимости в дальнейшем развитии. С достижением цели время должно было бы остановиться. Но это представление не совсем верное. Момент претворения Б-жественного плана в жизнь связан не с остановкой, а с качественным изменением соотношения творческой энергии и пространственных форм, служащих средством выражения идеи. Как только внешние формы обретут способность максимально полно выражать сущностные аспекты бытия, время (раскрытие замысла Творца) перестанет постоянно наталкиваться на препятствия и недостаток средств для самовыражения. Возможность беспрепятственно и без искажений реализовать потенциалы творческой энергии приведет к идеальному состоянию мира, одна из характеристик которого – вечность. Соприкосновение с субботой – это соединение с вечностью и с бесконечным потенциалом сил, раскрывающих замысел Творца. Это соединение необходимо нам, особенно в те периоды, когда мир представляется нам самодостаточным, не нуждающимся ни в каких принципиальных изменениях, или, наоборот, столь испорченным, что стремление к идеалу кажется абсурдным.

    Суббота на протяжении всей истории приближает нас к Творцу. Вне зависимости от нашего желания или нежелания, она привносит в ограниченный мир бесконечное, без соприкосновения с которым (даже если бесконечное нечетко выражено) невозможно продвигаться к достижению цели, поставленной Творцом. Суббота, перенося нас в исправленный мир и даруя нам возможность соприкосновения с его светом, рождает ощущение, что задача достижения идеала реальна. Вопреки окружающей действительности, отблеск будущего идеального мира достигает наших дней и позволяет радоваться не только делам рук своих, но и покою как явлению, совершенно самостоятельному, не связанному с накоплением сил для трудовой деятельности. Кроме того, субботний покой наполняет душу восторгом от ощущения, что недельный труд получил новое осмысление. И те цели и задачи, которые ставил перед собой человек – добыть пропитание и обеспечить свое физическое существование, – оказываются незначительными и мелкими, а сама его работа и приложенные усилия, раскрывшись в свете Б-жественной цели, обрели глобальный смысл, стали основой для исправления мира и принесли дополнительную радость.

    Субботу от будней отличает еще одна характерная черта: святость. Привнесение элемента святости в будничные действия человека было бы невозможным, если бы само течение времени не изменялось в субботний день. Свято все то, что дает человеку ощущение соприкосновения с бесконечностью – будь то момент времени сам по себе, совершенное действие, место или предмет. А все необъятное и бесконечное, не поддающееся никакому анализу, человеческое сознание способно воспринимать только благодаря тому, что внутренний мир людей постоянно преобразуется субботой, приоткрывающей для еврейского народа завесу вечности. Не будь субботы, не было бы у людей ощущения святости. И не случайно понятие "святость" первый раз используется в Торе именно в связи с субботой. Будни – время созидания. Седьмой день не только останавливает работу, но и обязывает человека осмыслить все сделанное им. Он выдвигает новые критерии оценки, несколько более возвышенные, чем те, которыми люди пользовались до этого. Погрузившись в созидательную деятельность, человек рассматривает все окружающее с точки зрения пользы и практической необходимости. Но в субботу сознание человека перестраивается – оно волей-неволей оказывается направленным на постижение не функциональной, а сущностной стороны. А она проявляется только тогда, когда принимается во внимание аспект вечности и бесконечности. Приподняться над созидательным процессом, выйти из круга постоянных изменений внешних форм и практической направленности – такова задача, стоящая перед человеком в субботу. Он не оценивает мир, пользуясь исключительно критерием личной или общественной пользы, начинает видеть самостоятельную ценность каждого объекта и каждого аспекта и осознает их не как выражение или порождение его собственной мыслительной деятельности, а как проявление глобальной мысли, с одной стороны, уходящей корнями в вечность и бесконечность, а с другой стороны, находящей свое выражение в каждой отдельной частности мироздания. При этом все составляющие сотворенного мира обретают непреходящую ценность, не зависящую от возможности извлечь из них выгоду или удовольствие. Каждый из нас обязан пронести через будние дни отпечаток, оставленный в душе человека прошедшей субботой. Это во многом изменит направленность нашей деятельности в течение шести рабочих дней: сознание перестанет быть рабом циклических процессов, направленных на удовлетворение сиюминутных потребностей, и начнет соотноситься с мировыми проблемами духовного плана. Это позволит нам подготовиться к очередному седьмому дню, чтобы на новом витке приблизиться к восприятию непреходящих ценностей. Таким образом, благодаря субботе в сознании человека сочетаются временное и вечное, конкретные формы и замыслы Творца.

Литературная обработка-рав Зеев Мешков