842

Б-жественный разум

October 23, 2004 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

   Альберт Эйнштейн

   "Для Вас является неожиданностью, то, что я вижу в сложном устройстве мира чудо, берущее свои силы в вечной тайне. Но, вне всякого сомнения, априори (не обладая знаниями, а исходя лишь из общих соображений) человек должен был бы ожидать, что мир представляет собой нечто хаотичное, принципиально не поддающееся осмыслению разумом…

  Если даже человек способен выдвинуть аксиомы, которые станут основой той или иной теории, успешное исполнение подобной процедуры (введение аксиом, на основе которых можно построить теорию, правильно описывающую те или иные процессы, протекающие в материальном мире), предполагает, что в реальном мире должна существовать упорядоченность высокой степени, наличие которой мы не можем считать само собой разумеющимся.

  Здесь (в существовании строгого порядка, в соответствии с которым организована вся материя) скрыто чудо, наличие которого становится тем более очевидным, чем сильнее развиваются наши знания. И это (стройность и упорядоченность материального мира) – слабое место позитивистов и убежденных атеистов, которые чувствуют себя счастливыми от того, что думают, что они познали не только мир, сотворенный Б-гом по определенному закону, но и мир Б-жественного чуда" (Эйнштейн, Письма).

  Пауль Давиас


  "Понятие физического закона настолько прочно вошло в сознание людей, что до недавнего времени мало кто из ученых задумывался о происхождении этих законов. Подавляющее большинство людей науки всегда удовлетворялось тем, что принимало существование физических законов как данность. В настоящее время, когда физики и ученые, занимающиеся вопросами космологии, стремительно продвинулись в выведении "абсолютных" законов вселенной, на поверхность всплыло множество старых вопросов. Почему законы имеют именно такой вид, какой они имеют? Могли бы они быть другими? Откуда возникли физические законы? Существуют ли они независимо от материи вселенной?" (Пауль Давиас "Б-жественный разум").

Генри Моргенау

Существует широко распространившееся мнение, что наука и религия несовместимы. Разрешите мне, прежде всего, отметить, что это мнение можно было рассматривать как правдоподобное пятьдесят лет назад, но на сегодняшний день оно утратило ту почву, на которую опиралось, и не может считаться приемлемым. Это очевидно для каждого, кто читает философские статьи наиболее выдающихся физиков пяти последних десятилетий.

  Я имею в виду таких ученых, как Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Шредингер, Дирак, Вигнер и многих других. Такие теории, как теория большого взрыва, теория черных дыр, квантовая теория, теория относительности и принцип увеличения энтропии, перевели науку в область, где ощущается трепет перед Творцом и тайна, которая не так уж далека от той тайны, которая пробуждает у людей религиозное чувство. Эти тенденции двадцатого столетия требуют поиска какого-то нового слова, определяющего взаимоотношения науки и религии"

(Генри Моргенау, профессор физики, журнал «Космос Биос Теос», Иллинойс, 1992).

Поль Дирак