447

Гуманисты бывают разные

August 30, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

 

    Мартин Лютер, великий гуманист, просветитель и реформатор христианства, считал борьбу с евреями одной из важнейших задач немецкого народа.
   История его взаимоотношений с евреями поучительна и показательна. Она – ярчайший пример того, как очередной «гениальный мыслитель», заявляющий о своей любви к евреям, быстро приходит к юдофобству, когда обнаруживает, что они предпочитают древнюю традицию любой новой трактовке. То же самое произошло на тысячелетие раньше с Мухаммедом, основателем ислама. Он учился у еврейских мудрецов, долгое время постился в Йом-Кипур и молился в сторону Йерушалаима… Но когда объявил себя посланником Б-га и стал переделывать древние обычаи на свой лад, мудрецы Торы отвергли его учение. Тогда новоявленный пророк рассердился и принял ряд «мер»: объявил евреев проклятым народом, обвинил в том, что они не настоящие монотеисты, написал, что наш праотец Авраам «был не иудеем, но настоящим мусульманином».
   Но вернемся к Лютеру. В начале своего пути монах, восставший против Ватикана и основавший собственную конфес
cию, был уверен, что добьется того, чего не смогла достичь католическая церковь: обратит в христианство большинство евреев. В 1523 году он написал памфлет «Этот Иисус Христос был рожден евреем», где объявил кровавые наветы клеветой и осудил церковь за враждебное отношение к евреям.

  Он писал: «…если бы я был евреем, а такие твердолобые идиоты проповедовали христианство, я скорее стал бы свиньей, чем христианином». Лютер страстно ратовал за отмену антиеврейского законодательства и за предоставление евреям равных прав. Реформатор был уверен, что если использовать пряник вместо кнута, евреи немедленно бросятся в лоно христианской церкви.
   Однако произошло то, что и должно было произойти, — евреи остались равнодушны к его учению и к призывам перейти в христианство. И двадцать лет спустя тот же самый Лютер напишет самые ярые из всех антисемитских сочинений, какие только появлялись на немецком языке до прихода к власти Гитлера, и сформулирует восемь требований:

1. Сжечь все синагоги;
2. Разрушить все еврейские дома;
3. Конфисковать все еврейские священные книги;
4. Под страхом смерти запретить раввинам обучать других евреев;
5. Запретить евреям путешествовать;
6. Конфисковать еврейскую собственность;
7. Заставить евреев заниматься физическим трудом.
8. Если вышеупомянутые меры не будут эффективны — изгнать всех евреев.

     Этот проповедник «христианской любви» заявил: «Следовало бы вырвать им языки, если они не признают, что Б-г един в трех лицах». Эти антисемитские бредни распространились по всей Германии и крепко засели в умах протестантов. Четыреста лет спустя Гитлер с гордостью назвал Лютера своим союзником: «Он уже тогда смог понять сущность евреев, а мы только начинаем постигать ее сегодня».  

   Нацисты, учинив с 9 на 10 ноября 1938 г. погром, получивший название «Хрустальная ночь», заявили, что лучше и нельзя было отметить день рождения Лютера (10 ноября). На Нюрнбергском процессе нацистский пропагандист Юлиус Штрайхер оправдывался тем, что не говорил о евреях ничего хуже того, что давно было сказано Лютером.
    Все названные выше факты могут быть хорошим уроком для тех, кто до сих пор доверчиво слушает слова проповедников-евангелистов об их «любви к евреям». Любовь — это способность воспринимать другого человека таким, какой он есть, и желание помочь ему реализовать свой потенциал. Что касается болезненного желания любой ценой сделать другого точной своей копией, то его вряд ли можно классифицировать как любовь. От подобной любви до ненависти — один шаг, и исторические факты наглядно это подтверждают.

Один из антисемитских
памфлетов Лютера.
 Виттенберг, 1543 г.

Подготовил к печати Элиезер (Макс) Лесовой