46

Давно смолкли залпы орудий?…

August 17, 2002 Автор: Шломо Нееман - No Comments

Дорогие читатели!
Киевская еврейская община в последние месяцы остро обсуждает строительство общинного центра в районе Бабьего Яра. Слышны резкие голоса «против» и настойчивые «за». Одна из еврейских газет предложила мне высказаться на эту тему. Я вежливо отказался. По-моему мнению, человек «со стороны» не имеет морального права принимать чью-либо сторону во внутриобщинном диалоге. Но тем не менее меня не покидают мысли о явлении, имеющем непосредственное отношение к Бабьему Яру. Я имею в виду отъезд евреев в Германию на постоянное место жительства. Недавно услышанный рассказ об одной из «свежих» переселенок заставил меня написать следующие строки. Она рассказывала родственникам по-телефону, что устроилась очень хорошо. Ее городок замечательный, зеленый, хорошие соседи, климат нравится. Городок называется – ДАХАУ…
С точки зрения еврейского закона, за пределами Земли Израиля нет никакой духовной или бездуховной градации разных стран. Нет разницы, по-большому счету, между Африкой, Америкой, Германией или Украиной. Все земли равны за пределами нашей Земли, но, вероятно, в еврейском народе все же существует некое деление на лагеря по отношению к Германии. В Израиле есть евреи, отказавшиеся от немецкой пенсии. Многие не покупают немецких товаров. Очень многие зареклись даже проездом не ступать на немецкую землю. С другой стороны, есть те, кто готов даже путешествовать по Германии. А теперь есть евреи, которые, предварительно хорошенько выяснив, сколько социальной помощи получишь в Израиле, а сколько в Германии, решают, что хотят жить в Германии. ЖИТЬ В ГЕРМАНИИ… Германия – это не только и не столько место убийств: убивали везде. Но немцы в Германии сформулировали некий закон природы, гласящий: «Еврея можно убить!», а затем создали хорошо отлаженный механизм по осуществлению этого закона. Еврей, живущий за пределами Израиля, поступает неверно. Однако у каждого есть семейные и личные обстоятельства. Тяжело осуждать. Но семья, поднявшаяся с места, оставившая работу, квартиру, соседей, привычки, разговорный язык, семья, которая собирает чемоданы, «поднимается» и… едет жить в Германию, – опускается на одну из самых низких ступеней духовной деградации еврейской личности.
Еврей, живущий сегодня в Германии, подтверждает старое немецкое правило: «Еврея можно убить – он воспримет это как должное». Вопрос о том, можно ли строить общинный центр в Бабьем Яру, становится вторичным в то время, когда создается целая община на еврейских костях.

Немецкая карта Киева
с очерченной территорией
 Бабьего Яра