ned glava 217

«И возрадуетесь вы перед Всевышним»

October 14, 2006 Автор: рав Элиягу Рахамим Зинни - No Comments

  Всевышний приказал Моше Рабейну, чтобы тот представил нам одно за другим три события, которые, казалось бы, никак не связаны между собой: Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот. В самом деле, какое отношение имеет праздник Суккот, о котором в Торе сказано: «И будешь радоваться ты в праздник твой», к Дням Трепета, которые, по самой сути своей, не предназначены для радости и веселья? И тем не менее, слова Торы (Бемидбар 29) не оставляют никаких сомнений: три эти важнейшие даты еврейского календаря объединены словами «в месяц седьмой»:

«И в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас; никакой работы не делайте; днем трубления да будет он у вас… И в десятый день седьмого месяца священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши, и никакого дела не делайте… И в пятнадцатый день седьмого месяца священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте и празднуйте праздник Господу семь дней».

Взаимосвязь между этими датами станет ясна, если мы обратим внимание на то, что три праздника месяца тишрей являются как бы зеркальным отражением трех важнейших дат месяца, который противостоит тишрею – месяца нисан: Новомесячье нисана, Шабат а-Гадоль (Суббота, которая предшествует Песаху) и Песах. Новомесячье – это естественное природное явление, отражающее цикл вращения Луны, Шабат – это явление не природное, но оно является свидетельством законов мироздания, а Песах, праздник Исхода из Египта, прямо противоречит законам природы, символизируя чудесное избавление народа Израиля наперекор всему, что доступно человеческому разуму. Общим для этих трех дат является то, что все они, хотя и имеют непреходящее значение для всех поколений, восходят к прошлому (к сотворению мира и исходу из Египта).

В этом главное отличие месяца нисана от месяца тишрей. Рош а-Шана является также Новомесячьем, но единственным в своем роде. В этот день мы предстаем перед небесным Судом, то есть берем на себя ответственность за свои поступки. Тем самым мы выходим за рамки законов природы, так как в природе не существует такого понятия, как ответственность. Йом Кипур равноценен Субботе, Тора называет этот день Субботой Суббот, но эта Суббота также единственная в своем роде. Йом Кипур призван не свидетельствовать о  сотворении мира, а искуплять содеянные грехи, и таким образом он выводит нас за пределы естественного хода вещей. Суккот же олицетворяет Исход, но совершенно иного рода. Этот праздник выводит нас далеко за пределы естественного, привычного уклада жизни. Находиться в рамках повседневной действительности и в то же время вне ее пределов – именно этому учит нас месяц тишрей. Если в нисане Всевышний вмешивается в естественный ход вещей, чтобы помочь Своему народу, то в тишрее Он дает нам возможность стряхнуть с себя узы законов природы, оказаться как бы вне времени и вне пространства.

В этом – внутренняя сила народа Израиля: жить в материальном мире и вместе с тем всегда быть выше него. Это касается как народа в целом, так и каждого из нас в отдельности. В Рош а-Шана каждый еврей обязан дать ответ перед Всевышним за свои грехи, и все же он уверен, что Всевышний пересядет с трона Суда на трон Милосердия. В Йом Кипур еврей раскаивается в своих прегрешениях, и в то же время он подобен ангелу, одетый в белые одежды, а в его сердце – радость оттого, что Всевышний обещает: «В этот день искуплю Я грехи ваши, чтобы очистить вас». Сидя в сукке, еврей, казалось бы, ничем не отличается от людей из других народов, но только на первый взгляд. На самом деле, весь мир для него – это сукка, временное пристанище, а единственный защитник – Всевышний, а не каменные стены и высокие заборы. Материальный мир является для нас не тюрьмой, а полем деятельности. От нас требуется кропотливая работа по исправлению этого мира, работа нелегкая и беспрерывная. На мы рады этой работе, рады тому, что улучшаем и исправляем этот мир, делая его пригодным к жизни. Для этого нам необходимо прежде всего взять на себя ответственность за свои поступки (Рош а-Шана), затем раскаяться в содеянных грехах (Йом Кипур), и только после этого мы сможем радоваться делу наших рук. В этом – скрытый смысл еще одного праздника месяца тишрей, о котором мы еще не говорили и который не имеет параллели в месяце нисан – это восьмой день от начала Суккота, Шмини Ацерет. «В день восьмой празднование да будет у вас; никакой работы не делайте». В нисане нет праздника на восьмой день. Такой праздник есть только в месяце тишрей, месяце, чья сила состоит в том, чтобы вознестись над природой, над материальным миром, символом которого является число семь.

 

Перевела с иврита Хана Ар-Шалом