В этой недельной главе излагается история бунта, которую поднимает Корах из колена Леви против Моше и Аарона, обвиняя их в узурпации политической и духовной власти. Претензия Кораха понятна и проста: «Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь! Отчего же возносите вы себя над собранием Господним?» (Бемидбар 16:3). Казалось бы, Корах и его сообщники выдвигают вполне логичные и справедливые аргументы. Однако Всевышний полагает иначе, и развитие событий показывает, что поступок Кораха воспринимается Творцом как злодейство и проявление его собственного властолюбия. Корах и его соратники низвергнуты и наказаны с помощью кары, которая больше никогда не фигурирует в истории ни до, ни после того, – земля открывает свои уста и проглатывает их…
Равенство – желанная цель для каждого человека и для всего общества, а неравенство оскорбляет достоинство людей. Ведь все равны перед Всевышним. Исход из Египта, уничтоживший рабство, по логике вещей должен был завершиться созданием общества равноправных граждан. Но неожиданно идея равенства отвергается и все жестче фиксируется пирамидальная структура общества: Моше приближен ко Всевышнему и обладает прерогативами царя, Аарон – первосвященник, исполняющий особые заповеди в Храме, коэны – сыновья Аарона – наделены привилегией приносить жертвы, левиты – колено, избранное, чтобы переносить разборную конструкцию Храма и петь в его дворе, колено Йегуды выходит первым во все переходы, и известно, что в будущем из него произойдет царь, а колено Дана всегда должно идти последним, замыкая ряды. Не заслуги человека, а происхождение определяет его место в обществе.
Трудно что-либо возразить тому, кто борется за равноправие, но сама жизнь доказывает, что возведение принципа равенства и равноправия в абсолют приводит к трагичным последствиям. Революции происходили не в силу изменения человеческой природы и желания одних дать свободу другим, а благодаря спекуляции властолюбивых людей на идее равенства и равноправия всех членов общества. Массы поднимались на борьбу против властей, наивно полагая, что могут освободиться из-под гнета власть имущих. Революции разрушали старые устои, но не приближали человечество к совершенству. Поскольку человеческая природа оставалась прежней, на гребне недовольства поднимались люди, стремившиеся к власти и безжалостно расправлявшиеся со своими противниками и всеми, кто выражал недовольство. Они начинали заниматься распределением материальных благ и ущемлением прав и достоинства других. Все известные революции (независимо от того, какие высокие идеалы выдвигались в качестве лозунгов) происходили по принципу смены власти без отмены насилия, угнетения, социального и классового неравенства. Наиболее ярким примером может служить Французская революция 1789-1799 гг., которая, начавшись с низвержения династии Бурбонов, привела к кровавому террору несколько раз менявшейся новой правящей олигархии. Каждая смена власти сопровождалась кровавой расправой над теми, кто стоял у власти перед этим. Еще одним примером служит революция 1917 г. в царской России, приведшая к образованию новой правящей верхушки, сформированной по принципу "кто был ничем — тот станет всем", к кровавому террору и жестокому подавлению любого сопротивления населения.
Такова общечеловеческая природа, и ее невозможно исправить без непосредственного Божественного вмешательства. Динамику всех революционных движений прекрасно описал Оруэлл в своей книге "Скотный двор". В этой фантастической повести рассказывается о том, как животные решили освободиться от человека и самостоятельно управлять фермой. На общем собрании было решено, что все животные считаются равными, но свинья, созвавшая заседание, добавила, что все равны, но некоторые из животных равнее других.
Невозможно исправить общество, не исправив внутренний мир человека. Только в том случае, если из человеческой природы полностью будут устранены гордыня, стремление притеснять другого и жить за его счет, можно будет говорить об одинаковом уровне святости всех людей или их равенстве перед Б-гом. Но и в этом случае равенство будет строиться не на тождественности, а на полном раскрытии индивидуальных духовных способностей каждого человека. Изменения, которые произойдут в обществе, когда раскроется равенство
всех людей, трудно себе представить.
Об этом высоком уровне пророки говорят немного и лишь намеками: "И дам им одно сердце и один путь…" (Ирмеягу, 32:29) – одинаковую силу понимания и приближения к Б-гу; "Наполнится вся земля знанием Б-га, как море – водами…" (Йешаягу, 11:9); "…вложу Я Тору Мою в нутро их, и на сердце их напишу Я ее, и буду Я им Всесильным, а они будут Мне народом. И не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый – брата своего, говоря: "Знайте Бога", ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня…" (Ирмеягу, 31:32-33).