Только мысль и чувство создают ощущение реальности бытия, и приверженцы разных философских школ, пытаясь определить понятие существование, ориентируются исключительно на аналитические и сенсорные способности человека.
Заявив "Я мыслю, значит существую", – Декарт поставил на первое место аспект мысли, а материализм, провозгласив "Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях", – отвел чувству первостепенную роль.
Тора стремится вывести человека за пределы ограничений и в ее философской системе ни мысль человека, ни его чувство не становятся самодостаточными системами. Если бы Тора вела полемику с Декартом, она бы переформулировала его аксиому так: "Я мыслю – значит существует Б-г", а постулат материалистов превратила бы в следующее высказывание: "То, что я ощущаю, – это еще не все: нечто скрывается за чувственным миром и не поддается непосредственному восприятию при помощи нервных окончаний".
Идея о том, что зло порождается субъективным восприятием человека и не имеет корней в мире, созданном Творцом, часто встречается в хасидских рассказах и притчах.
Любавический ребе Цемах Цедек рассказывал своим ученикам, что раби Менделе из Городка часто навещал один хасид. Однажды раби Менделе предупредил своего гостя, чтобы тот был осторожен, потому что нечистая сила охотится за ним и подстерегает его. Вскоре после этого пригласили хасида в соседнее
местечко, чтобы он сделал обрезание родившемуся мальчику. Хасид согласился и сел в присланную за ним повозку. Через четверть часа, он почувствовал, что едут без дороги, а еще через мгновение – что повозка летит по лесу…
Они подъехали к незнакомому дому, и тут хасид вспомнил предостережение своего ребе. Но было поздно. Он вошел в дом, и его провели к женщине, державшей ребенка. Когда никого не было рядом, она сказала ему, что он попал к нечистой силе и если хочет выбраться отсюда, то пусть не берет ничего в подарок и не ест. Если же он возьмет хоть что-нибудь, то останется здесь навсегда. После обрезания устроили праздник, но хасид ничего не пил и не ел. От платы, предложенной ему за сделанное обрезание, он также отказался.
Вернувшись домой, хасид первым делом стал собираться в Городок к раби Менделе. Однако раби Менделе велел не пускать его и сказать ему так: "Нечистый ты, нечистота на тебе".
Когда же наконец раби разрешил ему войти, то обратился к нему с предупреждением: "Я знаю, что произошло с тобой. Я молился за тебя все это время, но смотри, опасность не миновала и с тобой может приключиться то же самое. Кто знает, сможешь ли ты выбраться во второй раз? Но я дам тебе один совет: если позовут тебя еще раз, не отказывай им.
Когда же привезут тебя, иди к самому старшему среди них и скажи ему громко и с полной верой: "Ты – ничто, не существуешь ты". Тебе предстоят тяжелые испытания, но если ты всей душой будешь опираться на меня, то выстоишь и вернешься с миром. Это будет твоим исправлением".
Так и случилось. Неизвестные люди приехали за хасидом еще раз, и он поехал с ними. Когда же привезли его в нечистое место, то стала нечистая сила пугать его, выпуская изо рта языки пламени, но он прямо в лицо говорил им: "Вы ничто, не существуете вы, нету вас". Тогда отвели его к самому старшему, но он и ему сказал то же самое: "Ты ничто, нет тебя". Засмеялись все и стали пугать его еще сильнее, но хасид с полной верой повторял то, что велел ему раби Менделе.
Спросил тогда его самый старший: "Откуда же у тебя такая наглость?" Ответил ему хасид: "Знай, что не своей силой я объявляю тебя несуществующим, а силой своего ребе – раби Менделе из Городка".
Тогда старший велел принести книгу, в которой записаны слова всех живущих мудрецов Торы, а также описаны их поступки и отношение к людям. (Естественно, что в книге предводителя нечистой силы могли быть записаны только ошибки при разъяснении текста Торы, допущенные тем или иным мудрецом, ошибочное поведение и факты, свидетельствующие о недостаточно уважительном отношении к окружающим.) Долго главный искал в своих книгах имя раби Менделе из Городка, но не нашел… Тут же отпустили хасида и отвезли его домой.
Рене Декарт