И рассеет вас Б-г среди народов… И будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят, и не слышат, и не едят, и не обоняют. Оттуда же искать станешь Б-га, Всесильного твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всей душой твоей” (Дварим, 4:27-29).
“Оттуда же искать станешь Б-га…” Из чужой земли, наполненной идолопоклонством, обычаями и образом жизни идолопоклонников, еврей устремится к Б-гу всем сердцем и всей душой из-за отвращения ко всему чужому. В изгнании ты во власти идолопоклонников. Идолопоклонство давит на тебя, лезет в окна, смело заходит в дверь еврейского жилища, привнося в него неверное мировосприятие, чуждые нам идеи, чужие интересы и заботы. Оно проникает в души молодого поколения, заражает неверными представлениями о жизни, незаметно подменяет истинные ценности ложными. Суть идолопоклонства в том, что люди ставят между собой и Б-гом посредника, то представляя его в образе человека, то биополя, то каких-то сил или энергий. А еврей, по определению, – это тот, у кого есть прямая связь с Б-гом. И все то, что мешает ей, вызывает в его душе резкий протест. Ведь душа еврея сама по себе и есть луч света, протянутый от Источника жизни к человеку. Нет никаких посредников между нами и Ним, никаких передаточных звеньев, сил и энергий. Прямая связь, вечное короткое замыкание без проводников. Связь эта не поддается никаким определениям и не описывается словами, она познается только самой душой. И идолопоклонство – даже если мозг еврея оказывается поражен им – отвратительно для его сердца и для его души. В какой-то момент сердце и душа восстают и говорят: хватит! И тогда “…искать станешь Б-га, Всесильного твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею”.
Итак, Тора утверждает, что в изгнание, хотят того евреи или нет, они будут служить чужим богам напрямую или косвенно – саму жизнь за пределами Земли Израиля мудрецы сравнивают с идолопоклонством: “Тот, кто живет за пределами земли Израиля, как будто поклоняется идолам” (Ктубот 111а).
Совсем другое дело на Святой Земле! Вера в единого Б-га неотделима здесь от самой почвы, а все ложные идеи – как непрошенные гости. Они не имеют силы и не обладают правом на существование там, где сама природа поет хвалу Всевышнему, там, где ходили наши праотцы и пятой своей, соприкасавшейся с землей, понимали больше, чем все народы, вместе взятые, могли понять головой. Пишет Талмуд: “Воздух Земли Израиля умудряет” (Бава Батра 158б).
“Разрешенный способ”
“Рабби Ишмаэль говорит: “Евреи, живущие за пределами Земли Израиля, занимаются идолопоклонством “разрешенным способом”.
Прежде всего оговорим, что не бывает разрешенного идолопоклонства – рабби Ишмаэль пошутил. Да, серьезные люди тоже шутят. “Разрешенное идолопоклонство” – это действия, которые не являются поклонением идолам, но совершая их, еврей, призванный быть носителем Имени Творца, оскверняет Его Имя.
«Что же такое разрешенное идолопоклонство?» – продолжает рабби Ишмаэль. «Например, нееврей устраивает пир в честь бракосочетания своего сына и рассылает приглашения всем евреям города. В этом случае, даже если они едят свою еду и пьют свое питье, и их прислуга прислуживает им, Тора все равно относится к ним как к тем, кто ест от жертв идолопоклонников, как сказано: “И принесут они жертвы, и вот позовет он тебя, и будешь есть от его жертвы” (Шмот, 34:15). Сказал Рава: “Если бы преступление заключалось только в том, что еврей ест жертву идолопоклонника, то было бы сказано: “И принесут они жертвы, и будешь есть от его жертвы”. Но ведь сказано не так, а вот как: “И принесут они жертвы, и вот позовет он тебя…” С того момента, как нееврей позвал еврея на торжество, еврей нарушает закон Торы” (Авода Зара, 8б).
Как это понять? Причем здесь еврей, если идолопоклонник зовет его на пиршество? Все дело в том, согласится ли еврей принять приглашение и прийти туда, где едят жертвы, принесенные чужим богам. И даже если он не будет есть их – он оправдывает идолопоклонство и признает его право на существование уже в тот момент, когда его зовут, а он кивает головой. А когда он действительно присоединяется к трапезе – тут уж и говорить не о чем: своим присутствием он одобряет идолопоклонство, даже если сидит и ест свою кошерную пищу.
Как же отказаться и сказать: “Я не приду”? Ведь дело может кончиться печально: отказ будет воспринят как оскорбление, и последует быстрая расправа или месть. Более того, ненависть может перекинуться и на других евреев, и они могут также пострадать. Поэтому в Торе и сказано: “И будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня…” Рано или поздно обязательно возникнет такая ситуация, при которой вы будете оправдывать своими действиями идолопоклонство. Если бы евреев заставляли поклониться идолу или есть от жертв, принесенных в его честь, то большинство пожертвовало бы своей жизнью. Однако что делать в ситуации, когда зовут на праздник? Ведь прийти на праздник – это не идолопоклонство. И возникает ситуация, когда еврей присоединяется к идолопоклонникам и своим присутствием придает значимость их идолам. Так что же делать? Ответ простой: «При первой же возможности встать, подняться и переселиться в Землю Израиля».