4. Дарование Торы. Заповеди

4. Дарование Торы. Заповеди

April 27, 2003 Автор: Зеев Гейзель - No Comments

Кому дарована Тора

Что дано в дар

Текст Торы

Язык и буквы

Знаки чтения

 Числа

Переводы  Торы

К чему обязывает Тора

Связь "религиозности" и заповедей

Избранность Израиля

Тора и другие народы

Словарь

Дарование Торы (на иврите матан Тора) – центральное событие всей еврейской истории, а с точки зрения традиции – и мировой. В момент (примерно 3300 лет назад), когда вышедшие из Египта евреи стояли у горы Синай (маамад hар Синай на иврите), Всевышний дал им величайший подарок – Тору. Благодаря этому событию сформировался еврейский народ. Можно сказать: "Но ведь это относится только к тем 600 тысячам, что стояли тогда у горы". Нет, – отвечает традиция, – речь обо всех евреях во всех поколениях. Не физически, а духовно стояли они у горы Синай. Каждый еврей – когда бы и где бы он ни жил – получил в тот момент Тору; и адресована она каждому.

Если так, то возникает другой вопрос: почему это событие называют "дарованием", а не "получением" Торы?

Ответить на этот вопрос могут, прежде всего, именно те евреи, которые не воспользовались этим подарком: Тора была дарована всему еврейскому народу, но не все приняли ее в равной степени. "Дарование" – акт одномоментный, который произошел в конкретное время и в конкретном месте; "получение" же – постоянный и повсеместный процесс. Иначе говоря, в отличие от "дарования" – пассивного акта со стороны евреев – "получение" Торы требует приложения индивидуальных активных усилий каждого еврея.

Вопросы для повторения

Какое событие традиция считает величайшим в истории еврейского народа?

Как это звучит на иврите?

Когда и где это событие произошло?

Кто в нем участвовал?

Почему говорят "дарование", а не "получение" Торы?

 

 

Часто думают, что на горе Синай еврейский народ получил Письменную Тору – или, точнее, первый свиток Торы. Но традиция передает иначе.

Еврейскому народу, говорит традиция, была дарована в тот момент вся Тора – и Письменная, и Устная. Из текста Письменной Торы еврейский народ знает о:

– сотворении мира;
– становлении человечества;
– своей собственной истории;
– особой функции Земли Израиля и о праве еврея на эту землю;
– своей национальной задаче и о будущей судьбе;
– физических и нравственных законах мира.

Однако сам текст Торы – отнюдь не легкое чтение. Он сформулирован так, чтобы оставить много "неясностей" и пробудить вопросы.

На эти вопросы отвечает Устная Тора. Без нее Письменная Тора осталась бы памятником древней культуры, к которому мы, конечно же, относились бы с уважением, но актуальным источником еврейского осмысления мира на протяжении тысячелетий она стать не смогла бы. В данном разделе мы постараемся это объяснить.

Традиция подчеркивает, что Тора не просто описывает сотворение мира; она – тот чертеж, по которому мир был сотворен. С момента Матан Тора действует принцип: "Не на небе она [Тора], а на земле" – потому что именно она дает основание сотням поколений еврейских мудрецов устанавливать hалаху и тем самым применять законы Торы к каждому дню, каждому человеку, каждому событию. Разумеется, это – великое право; чем же заслужили его евреи?

В самой Торе сказано, что перед Матан Тора евреи сказали Всевышнему: "Наасе ве-нишма" () – "Сделаем и услышим", то есть "сначала мы обещаем, что выполним сказанное в Торе, а затем постараемся учить ее и понять, насколько это возможно". Принцип "Наасе ве-нишма" отражает суть содержания Торы. Она передает евреям и законы жизни, и идеи, выраженные этими законами, и информацию, их поясняющую. Принцип "Наасе ве-нишма" навсегда остается основой отношения еврея к Торе, потому что подчеркивает: действие предшествует пониманию; главное – чтобы поступки человека соответствовали Торе. Подробнее об этом мы поговорим в параграфе "Заповеди".

Вопросы для повторения

Что именно получил еврейский народ в дар?

Что мы знаем из Торы о еврейском народе?

Что означает выражение "Не на небе она, а на Земле"?

Какова суть принципа "Наасе ве-нишма"? 

 

Та часть Торы, которая называется Письменной, записана со времен дарования Торы в виде текста. Традиция подчеркивает: этот текст был записан "рукой Моше-рабейну", но его ни в коем случае нельзя называть автором текста, так как Моше услышал его "из уст Всевышнего". Иначе говоря, в точности так, как Всевышний "диктовал" (передал) ему. Сегодня этот текст может быть и записан в виде свитка, и издан в виде книги. Однако между этими двумя формами есть разница.

В свитке Торы записан только сам текст, то есть "буквы" – без огласовок, знаков препинания и другой "вспомогательной" информации – так, как выглядел самый первый, "продиктованный" свиток. "Вспомогательная" же информация сохранена в устной Торе, то есть в еврейской традиции – так как и ее "диктовал Всевышний". Эту информацию включают в текст, когда печатают Тору в виде книги; она может включать в себя:

– огласовку текста;
– разбивку на предложения, главы и т. д.;
– другие знаки, помогающие правильно читать текст;
– комментарии;
– перевод на другой язык и т. д.

Дополнения в разных изданиях могут быть разными. Но сам текст Торы остается неизменным во всех свитках и во всех изданиях.

Вопросы для повторения

Что представляет собой текст Письменной Торы?

Может ли он быть издан в виде книги?

Какую дополнительную информацию включают в письменный текст?

Откуда она известна?

 

 

Тора написана на иврите (см."Еврейские языки"). Еврейская традиция придает этому факту большое значение: только ивритский текст является именно тем текстом Торы, который получен от Всевышнего. Сам язык иврит традиция называет лашон-кодеш (святой язык).

Алфавит свитка Торы – тот же самый алфавит, что и в современном иврите, хотя форма букв немного отличается от современной. В некоторых местах свитка буквы представлены в необычной форме: увеличенные, уменьшенные, повернутые и т. д. Существуют также места, где произношение слов (кри) несколько отличается от их написания (ктив). Эти изменения вызваны особыми причинами, связанными с правильным пониманием текста.

Вопросы для повторения

Почему традиция придает большое значение ивритскому тексту Торы?

Что такое "кри" и "ктив"?

 

 

Как мы уже говорили, текст свитка Торы содержит только буквы. Те, кто читает на иврите, знают, что в ивритском тексте отсутствуют гласные буквы. Вместо них существуют специальные знаки (примерно полтора десятка), система которых называется никуд (огласовка). Эти знаки печатаются только в некоторых видах литературы, когда правильное произношение слов особенно важно: в молитвенниках, в энциклопедиях, а также в книгах для детей, текстах песен и т.д.

Спрашивается: а как же свиток Торы? Неужели правильное произношение слов Торы менее важно? Разумеется, нет: в печатных изданиях текст Торы сопровождается огласовками. Правильная расстановка огласовок (кстати говоря, не всегда совпадающая с принятой в современном иврите) – и, как следствие, правильное произношение слов Торы было получено вместе с письменным текстом (свитком) и бережно сохранено традицией до наших дней.

Существует еще одна система знаков, помогающих читать текст, – теамим (טעמים; буквально – "смыслы"; иногда в книгах на русском и других европейских языках эту систему называют "кантилляцией"). У теамим двойная задача.

Во-первых, они выполняют функцию пунктуации. Знаки пунктуации (точка, запятая, двоеточие, восклицательный знак и пр.) есть во всех европейских языках, и они несут дополнительную смысловую нагрузку. Но если число их, скажем, в русском языке – порядка 10, то в иврите полная система теамим примерно в пять раз больше. Поэтому можно только очень приблизительно сказать, какой знак в каком-то конкретном случае соответствует точке, а какой – точке с запятой.

Так выглядит текст в свитке Торы

Тот же текст в печатном издании

Во-вторых, теамим – самая древняя в мире нотная система. Во всех языках знаки пунктуации также могут выражать некоторые интонации, но только в иврите они дают полную запись, показывая, как правильно прочитать текст. Сегодня в разных общинах стили чтения этих знаков несколько отличаются друг от друга, но в целом все они – варианты того же звучания, что было получено, согласно традиции, вместе с Письменной Торой. Возможно, здесь надо искать объяснение удивительному сходству между песнями на идише и на ладино, напевами евреев Йемена, Галиции, Атласских гор и немецких общин – в глубокой основе их мелодики лежит одна и та же система теамим

Читающий свиток Торы должен правильно произносить все знаки теамим в том отрывке, который он читает (см. раздел "чтение Торы") – тогда это чтение правильно передаст и смысл отрывка, и его мелодию.

Вопросы для повторения

Какие системы знаков помогают читать Тору?

В чем состоит функция теамим?

 

 

Каждой букве ивритского алфавита соответствует числовое значение – от 1 (буква алеф) до 400 (тав):

(алеф) = 1  (зайин) = 7  מ(мем) = 40  ק(куф) = 100
 (бет)= 2  (хет) = 8  נ(нун)= 50  ר(реш) = 200
 (гимел)= 3  ט(тет) = 9  ס(camex) = 60  ש(шин)= 300
 (далет) = 4  י(йуд) = 10  ע(айин) = 70  ת(тав)= 400
 (hей)= 5  כ(каф) = 20  פ(пей)= 80  
 (вав)= 6  ל(ламед)= 30  צ(цади) = 90  

У каждого слова, каждого имени и каждого отрывка в Торе есть свое числовое выражение – гематрия (), равное сумме числовых значений входящих в него букв. Гематрия может помочь увидеть смысловые грани в тесте Торы. Традиция говорит: если два отрывка или понятия имеют одинаковую гематрию, можно сделать вывод, что они выражают одну идею – но с разных точек зрения.

Кроме того, в иврите принято обозначать с помощью букв даты, возраст и некоторую другую информацию. Например, вместо "753-й год" говорят: "шнат (год) ташнаг", потому что ташнаг = 400 (тав) + 300 (шин) + 50 (нун) + 3 (гимел) = 753. Израильский школьник, вместо того, чтобы сказать, что учится в "кита шеш" (в 6-м классе), говорит – в "кита вав", так как вав = 6, и т. д.

Вопросы для повторения

Что такое гематрия? Как она вычисляется?

Как она помогает изучению Торы?

 

 

Мы уже говорили о том, что Тора дана на иврите, который традиция называет святым языком. А что будет, если перевести Тору на другой язык? Результат зависит от переводчика.

Поскольку почти каждое предложение в Торе сформулировано так, что допускает неоднозначное понимание (именно поэтому необходима устная традиция, поясняющая письменную), его перевод – это выбор одной из возможностей, а потому сам по себе уже является комментарием. То же самое можно сказать, разумеется, не только об отдельном предложении, но и обо всем тексте Торы. Как мы видели, даже само понятие "предложение"в Торе относительно, тем более – разбивка всего текста на предложения, связи между ними, и т. д.

Кроме того, существуют и "объективные" трудности: иврит настолько отличается от других языков, что практически невозможно сохранить фразу в русском (английском, итальянском и т. д.) переводе так, чтобы полностью передать ее смысл. И, конечно, в переводе трудно сохранить корневую близость далеких слов, объяснения имен собственных, звуковые ассоциации, буквы особой формы, "неправильные" формы слов, гематрии – словом, все то, что составляет базис для комментирования – то есть для понимания Торы так, как это принято в еврейской традиции.

Поэтому евреи всегда с большим вниманием относились к тому, кто и как переводит Тору на другие языки. Например, православной церковью используется перевод Торы на греческий язык, называемый Септуагинта.Этот перевод, по требованию египетского царя Птолемея Второго (середина 3-го века до н. э.) был выполнен 72-мя евреями, а затем в него внесли многочисленные "украшения" в стиле и духе греческой литературы того периода.

Еще хуже обстоит дело с "Вульгата" – переводом Торы на латинский язык, используемый католической церковью. Этот перевод был сделан монахом Иеронимом в 4-м веке после недолгого изучения иврита. Перевод этот изобилует прямыми ошибками, связанными с незнанием языка. Самая известная из них – это, наверно, перевод того места из "Шмот", где говорится, что народ увидел "карней ор" () – сияние, исходившее от лица Моше-рабейну. Поскольку в иврите слово "керен" () означает также "рог", малограмотный монах именно так и перевел это место, в результате чего последующие поколения католиков смогли любоваться изображением Моисея (Моше-рабейну) с рогами на голове, сделанном скульптором Микеланджело (кстати, слово керен означает еще "угол", "фонд" и т.д.).

Выдающийся перевод Торы – это Таргум Онкелос (перевод Онкелоса), сделанный во 2-м веке Онкелосом, перешедшим в еврейство племянником римского императора-антисемита. Конечно, арамит – язык, близкий к ивриту, и поэтому перевод на арамит позволяет сохранить многие из языковых особенностей оригинала; но главное – то, что Онкелос вложил в свой перевод такую массу информации, что по существу, создал первый полный комментарий к Торе. В большинстве современных изданий Торы этот перевод печатают уменьшенными буквами рядом с текстом, и традиция рекомендует изучать его наряду с комментарием РаШИ (см. "Комментарии к Торе").

Существуют и другие замечательные переводы: Таргум Йонатан бен Узиэль – на арамит, перевод Саадии Гаона – на арабский язык, и др. В последнее время в Израиле было сделано несколько различных переводов Торы на русский язык, в т. ч. – с комментариями.

Отметим еще раз: хотя перевод может быть сколь угодно хорошим – после его прочтения можно сказать только, что вы прочитали "перевод Торы". Чтобы читать Тору, ее надо читать на языке Торы.

Вопросы для повторения

Может ли перевод Торы на другой язык заменить текст Торы?

В чем состоят трудности перевода Торы на другие языки?

Какие переводы Торы вы знаете?

Какие из них отвечают требованиям еврейской традиции?

 

 

Как мы уже говорили, одно из значений слова Тора в иврите – это "наставление". Большая часть Торы не рассказывает, какими праведниками или злодеями были те или иные люди, а наставляет еврея, как правильно поступать в тех или иных случаях. Наставления эти сформулированы в Торе всегда в повелительной форме и поэтому называются на иврите мицва () – заповедь; от слова цав () – "приказ".

Полное число мицвот – 613 ; отсюда происходит выражение тарьяг мицвот, так как гематрия слова тарьяг () равна 613.

Есть несколько делений заповедей на "виды":

Различают заповеди повелительные и запрещающие; на иврите их называют асэ (), то есть "делай", и ло таасэ (), то есть "не делай". Число повелительных заповедей равно 248 – по числу частей в человеческом теле, а число запрещающих – 365, по числу дней в году.

613 заповедей, на которые есть прямая ссылка в письменной Торе, называются мицвот де-Орайта (). Дополнительные 7 заповедей (например, зажигание свечей в Хануку) называются мицвот де-рабанан () – их установили мудрецы.

Есть заповеди, которые относятся к взаимоотношениям человека со Всевышним (например, тфилин, суббота, чтение молитв) – мицвот бейн адам ла-маком (). Есть такие, которые определяют взаимоотношения между людьми (например, справедливый суд, помощь бедным, запрещение красть) – мицвот бейн адам ле-хаверо ().

Существуют еще некоторые категории заповедей, выполнение которых относится к определенному времени, к определенному месту или к определенным людям. Подробнее мы будем говорить об этом в 3-й части учебника.

Вопросы для повторения

Что такое заповеди Торы?

Как они называются на иврите?

Сколько их?

Можно ли классифицировать их по видам?

 

 

В самой еврейской традиции не существовало слова "религиозный". Ивритское слово дати ( – религиозный), производное от слова дат ( – религия), появилось только в современном иврите: его не было еще в средневековой ивритской литературе. И это не случайно.

Дело в том, что еврейская традиция проверяет отношение человека к Торе, прежде всего, по его поведению – насколько он выполняет заповеди. С еврейской точки зрения, нелепо рассуждать о религиозности еврея, который, например – не дай Б-г! – не проявляет должного уважения к своим родителям, или ест свинину, или не воспитывает своих детей в духе Торы и т. д. Это все равно, что говорить о треугольном квадрате. Ведь, если объект – треугольный, значит, он уже – не квадрат. В традиции же есть другие определения: шомер мицвот () – "выполняющий заповеди" и йере шамаим () – "боящийся Небес" (т. е. Б-га). Человека, который строит свою жизнь в полном соответствии с законами Торы, называют цадик () – праведник.

Сегодня в Израиле (да и во всем мире) появилось новое определение: масорати () – "традиционный" (от слова масореттрадиция). Так называют человека, который старается выполнять существенную часть заповедей по крайней мере из уважения к своему еврейству.

Еврея, который родился и вырос в нееврейской среде и ничего (или почти ничего) не знал о своем еврействе, называют тинок ше-нишба () – "ребенок, взятый в плен". Это связано с тем, что нередко еврейские дети пропадали, воспитывались в нееврейском окружении и только через много лет узнавали о том, что они евреи, но не понимали, что это значит. Такое происходило во все тяжелые времена: во времена римских преследований и погромов Хмельницкого, мировых войн и революций. Практически то же самое произошло и с абсолютным большинством "русских" евреев, которые в течение 70 лет (трех поколений) были оторваны от своих корней.

Если еврей возвращается к еврейству (в том числе тинок ше-нишба), то его называют бааль-тшува () – "вернувшийся". Происходит этот термин от ивритского слова тшува () – "возвращение". Тшува – тема отдельного большого разговора (мы еще вернемся к ней в разделе "Рош hа-Шана" – во 2-й части пособия). Традиция видит в тшуве постоянную возможность человека исправить свои ошибки. Говорят, что "на то место, где стоит бааль-тшува, не может попасть даже праведник". Вопросы для повторения

Есть ли понятие "религиозный" в еврейской традиции? Давно ли оно появилось? Почему?

Какие еще термины используются?

Как называет традиция евреев, насильно оторванных от еврейства?

Как называются вернувшиеся к Торе?

 

 

Многие, возможно, слышали выражение "избранный народ" (на иврите ам нивхар или ам сегула). В молитвах также есть слова Ата вехартану () или ки вахарта отану () – "Ты выбрал нас". Что оно означает? В каком смысле еврейский народ "избран"? Кем, когда и для чего?

Традиция отвечает: избранность еврейского народа не означает, что он лучше или хуже других народов. Избранность эта связана исключительно с тем фактом, что народу Израиля была дарована Тора – не как книга, а как путь жизни. Дарована для того, чтобы народ жил по Торе всегда и везде.

Выполнение заповедей Торы – задача не такая уж простая. Повседневная жизнь постоянно "мешает" – и каждому еврею и всему еврейскому народу в целом – жить по Торе. И тем не менее, другие, более "благоразумные" народы давно уже ушли из мировой истории, а евреи продолжают быть в ее центре. Тем самым они демонстрируют всему миру: народ этот вечен, поскольку вечна его избранность, а, следовательно, – вечны законы, верность которым он обязался хранить.

Вопросы для повторения

Что означает понятие "избранный народ"?

Есть ли в нем смысл, что еврейский народ лучше других народов?

 

 

В отличие от других религий, еврейство отнюдь не считает всех остальных людей – преступниками, грешниками, допустившими ошибку, и т.п. Каждый человек, независимо от его национальности (и тем более расы), может быть праведником. Поведение еврея, с точки зрения традиции, определяется выполнением 613 заповедей. Для нееврея же, согласно Торе, праведность – это выполнение гораздо меньшего количества требований, а именно – 7 заповедей, которые называются "семь заповедей сыновей Ноаха" (шева мицвот бней Ноах), так как все человечество – сыновья Ноаха. Перечислим эти заповеди:

– не отрицать (а также не проклинать) Б-га;
– не поклоняться идолам;
– не убивать;
– не красть;
– не предаваться разврату;
– не есть часть от живого животного;
– судить по справедливости.

В некоторых источниках указываются и другие требования. Нееврей, сознательно принимающий на себя эти ограничения и выполняющий их, называется хасид умот hа-олам () – "праведник народов мира".

В современном Израиле термин хасид умот hа-олам официально закреплен за неевреями, которые спасали евреев (зачастую рискуя собственной жизнью) во время войны, погромов и т. д.

Еще раз подчеркнем, что традиция категорически не принимает "миссионерского" подхода к неевреям, то есть попыток обратить их в еврейство насильно, и даже запрещает вести миссионерскую пропаганду (то есть агитировать неевреев сделать гиюр). Более того, если нееврей захотел стать евреем, традиция рекомендует прежде всего объяснить ему, что это – не только не единственный, но и не самый простой путь служения Всевышнему (число 613 намного больше, чем 7).

Вопросы для повторения

Предъявляет ли еврейская традиция требования к неевреям?

Что такое "заповеди сыновей Ноаха"? Перечислите их.

Как относится еврейская традиция к миссионерству?

Кто такой "гер-цедек"?

Кто называется "праведником народов мира"?

 

 

ло таасэ
ам нивхар
ам сегула
асе
Ата вехартану
бааль-тшува
гематрия
гер цедек
дат
дати
йере шамаим
ки вахарта отану
кри
ктив
лашон-кодеш
матан Тора
маамад hар Синай
масорти
мицва
мицвот бейн адам ле-хаверо
мицвот деорайта
мицвот дерабанан
мицвот бейн адам ле-маком
никуд
Таргум Онкелос
тарьяг мицвот  
теамим טעמים
тинок шенишба
тшува
хасид умот hаолам
шева мицвот бней Ноах
шомер мицвот