pic_7

Недельная глава Шмини – Шабат Пара.Кашрут – для чего он?

March 21, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

           Шалом, уважаемые читатели!

Наша недельная глава Шмини начинает знакомить нас с законами кашрута. 11-ый раздел книги Ваикра говорит: "И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ, СКАЗАВ ИМ: "ТАК СКАЖИТЕ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: ВОТ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫХ МОЖНО ВАМ ЕСТЬ ИЗ ВСЕГО СКОТА НА ЗЕМЛЕ…." Далее следует описание отличительных признаков кашерности животных, птиц, и некоторых других существ.

Но нас интересуют на первом этапе более глобальные вопросы – зачем вообще необходимо соблюдение кашрута? Кроме выполнения заповеди Торы, что тоже весьма немало, что стоит за этими диетарными ограничениями?

Среди наших Мудрецов прошлых поколений существуют несколько точек зрения по данному вопросу. Иудаизм вообще очень плюралистичен в том, что касается теоретических и мировоззренческих вопросов. Человек волен выбирать ту точку зрения, которая ему более импонирует. Однако в том, что касается практического воплощения законов Торы, тут должно следует действовать строго однозначно.

Итак, начнем с мнения РаШИ: "(Наш стих называет животных словом "хая", которое происходит) от слова "хаим", т.е. "жизнь" (и употреблено здесь, чтобы выразить следующую идею): потому что сыны Израиля привержены Вездесущему и заслуживают жизни. Он отстранил их от нечистоты и возложил на них заповеди, в то время как (другим) народам Он не запретил ничего. Притча (гласит): врач приходит к больному. Если больной безнадежен, врач разрешает ему есть все, что тот пожелает; но если есть надежда на исцеление, врач дает указания относительно того, что можно и чего нельзя есть, — это находим в Мидраш Танхума". Т.е. согласно РаШИ, кашрут необходим как некое средство для поддержание нормальной здоровой жизни. Это можно понимать двояко.

РаМБаМ (Маймонид), например, считает, что соблюдение диетарных законов положительно влияет на физическое здоровье человека. Как врач, РаМБаМ понимал в этом, как никто другой. Он даже оставил книгу медицинских советов, многие из которых остаются верными до сих пор. Однако РаМБаН (Нахманид) утверждает, что в первую очередь кашрут влияет на состояние души человека. Попробуем синтезировать два этих подхода:

Что происходит, когда человек употребляет в пищу животное? Его тело посредством перевариривания абсорбирует вещества, содержащиеся в съеденной пище. Т.е., тело животного становится частью тела человека. Нечто подобное происходит и на духовном уровне: каждое животное имеет простейшую душу, в противном случае оно не смогло бы существовать. Эта душа заведует инстинктами и поведением животного. Когда животное умирает, часть его души остается в теле (впрочем, как и человека), вплоть до исчезновения плоти с костей, поскольку эта животная душа обитает в крови. Поэтому евреям строго-настрого заказано Торой употребление крови в пишу, ибо сказано: "Кровь есть душа". Для того, чтобы обескровить мясо, его требуется высолить некоторое время, и лишь потом можно начинать готовить (замечу, что не все виды мяса поддаются обескровливанию путем высаливания – некоторые, например печень, ввиду большого количества крови в этом органе, требуется печь на прямом огне). А в чем проблема поглощения животной души душой человека? Дело в том, что задача человека – всю свою жизнь стремиться приблизиться к Творцу, отдаляясь от животного состояния. Если в мясе животного будет присутствовать кровь, или же это будет мясо нечистого животного, то, вместо того, чтобы душа человека подняла остатки животной души до уровня своей, произойдет обратный процесс – животная душа притянет "вниз" душу человека, приземлит ее, и человек сам станет более животным, чем был прежде, и, соответственно, не сможет выполнять свою духовную задачу на том уровне, на котором это необходимо.

Именно поэтому законы кашрута даются в книге Ваикра, повествующей о святости когенов и всего народа Израиля – святость означает отдаленность от грубой материи, принятие на себя ограничений, ведущих к более высоким уровням святости. Законы кашрута вместе с еще многими законами формируют духовный образ человека как служителя Вс-вышнего. А поскольку каждый, кто исповедует веру в Единого Творца и считает себя принадлежащим к народу Израиля, является, по сути, служителем Вс-вышнего, он должен строго следить за уровнем своей святости и соблюдать законы кашрута во всем их многообразии, а это очень большой объем материала, следовательно, необходимо постоянно совершенствоваться в познании Законов Торы.