1. Общие сведения

1. Общие сведения

April 27, 2003 Автор: Зеев Гейзель - No Comments

Что такое заповедь

Классификация заповедей.

 Количество заповедей

Заповеди на скрижалях

Заповеди сыновей Ноаха

Кто обязан соблюдать заповеди

Словарь

Вспомним, что мы говорили о понятии "заповедь" в первой части пособия. Само слово "заповедь" – перевод ивритского слова мицва (), которое происходит от глагола цива () – "приказал". Иными словами: заповедь – то, что приказано (или "заповедано", отсюда – "заповедь") Всевышним еврейскому народу. Множественное число – мицвот () – "заповеди".

Каждый еврей, даже далекий от традиции, почти наверняка слышал хотя бы о нескольких заповедях, например: "Не убивай", "Уважай родителей", "Не ешь свинину", "Храни субботу" и др.

В тексте Торы заповеди выделены, как правило, повелительным наклонением: "Не убивай!", "Храни Субботу…" и т. п. или по смыслу – "Пусть каждый сделает так-то…", "Да не будет…". Верно и обратное: если в Торе используется повеление (по форме или по смыслу), это – заповедь.

Заповеди занимают центральное место в образе жизни, который традиция называет "еврейским". Более того, в самой традиции не существует понятия "религиозный еврей" – вместо этого говорят "еврей, выполняющий заповеди".

На первый взгляд это может показаться странным: почему выполнение заповедей заменяет в еврейской традиции такие понятия: как "религиозный","верующий" и т. д.? Ведь, казалось бы, "сначала" еврей должен "поверить", то есть определить свое отношение к религии, к традиции, и только потом – если он собирается следовать этой традиции – выполнять ее требования.

Но все дело в том, что, согласно еврейской традиции, соблюдение заповедей – это и есть главное требование Торы к еврею.

В современном демократическом обществе "достойным членом общества" считается тот, кто выполняет его (общества) законы. Так же и в еврействе: именно выполнением заповедей каждый еврей определяет свое отношение к традиции, а не наоборот.

Теперь можно спросить: но ведь письменная Тора содержит не только приказы; большая ее часть – это, собственно, история евреев; почему же традиция выделяет именно заповеди? Наиболее последовательно эта проблема выражена в знаменитом талмудическом вопросе: а зачем Тора начинается с рассказа о сотворении мира и о праотцах еврейского народа? Может быть, следовало бы начать ее с перечисления заповедей?

Действительно, Тора много рассказывает о праотцах еврейского народа, о жизни предыдущих поколений евреев. Значение этих рассказов несомненно; традиция говорит: "Дела отцов – указание для детей". А теперь вспомним (см. начало 1-й части пособия), что главное значение слова "Тора" в иврите – это "наставление", "указание". Задача Торы – не просто сообщить, какими праведниками или злодеями были те или иные люди в прошлом, а "наставить" еврея, подсказать ему, как следует поступать в тех или иных случаях. "Наставления" эти и есть мицвот – заповеди.

Вопросы для повторения

Что такое "заповедь" и как она называется на иврите

В какой форме обычно появляется заповедь в Торе?

Какое место занимают заповеди в традиции? Почему?

Что говорит традиция по поводу того, что письменная Тора отводит так много места описанию еврейской истории?

 

Хотя все заповеди и образуют единое целое, существует несколько видов их "классификации", то есть разделения по некоторому принципу:

– Есть заповеди повелительные и заповеди запрещающие; на иврите они называются соответственно: повелительные – асэ (, то есть – "делай"), запрещающие – ло таасэ (, – "не делай"). Например, "уважать родителей" или "читать Мегилат Эстер в Пурим" – заповедь "асэ", а "не делать работу в Субботу" или "не есть заквашенного хлеба в Песах" – "ло таасэ".

– Источник заповедей может находиться в Письменной или в Устной Торе. Те заповеди, на которые есть прямое указание в Письменной Торе, называются мицвот де-орайта () – таковы, например, заповеди Субботы или Песаха. Те же заповеди, чей источник – в Устной Торе (то есть установлены раввинами – как, например, чтение hафтары или зажигание свечей в Хануку), называются мицвот де-рабанан ().

– Заповеди, относящиеся к взаимоотношениям человека со Всевышним (например: тфилин, Суббота или чтение молитв), называются мицвот бейн адам ла-маком (, т. е. буквально – "заповеди между человеком и Всевышним"), а относящиеся к взаимоотношениям между людьми (например, почитание родителей, помощь бедным) – мицвот бейн адам ла-хаверо (, буквально – "заповеди между человеком и его ближним").

Хуким () и мишпатим (). Есть заповеди, смысл которых можно (в принципе) понять логически: например, благотворительность или запрет на идолопоклонство. Они называются мишпатим (буквально "установления"). А если понять смысл заповедей невозможно логически даже в принципе, они называются хуким – буквально "законы" (например, обрезание или запрет на свинину).

– Большинство заповедей – личные, то есть обращены к каждому человеку в отдельности, и поэтому они называются мицвот hа-прат (), от слова прат () – "личность". Но есть также и некоторое количество общественных, то есть обращенных ко всему обществу или даже ко всему народу, заповедей. Они называются мицвот hа-клаль (), от слова клаль () – "общность": например, заселение Эрец-Исраэль, устройство справедливых судов.

– Часть заповедей требует выполнения их в определенное время суток или года. Например, в шалаше надо сидеть во время праздника Суккот, а одевать тфилин – днем (в светлое время суток). Такие заповеди называются мицвот ше-hа-зман граман (, что приблизительно переводится как "заповеди, зависящие от времени"). Остальные же заповеди (например, изучение Торы) объединяются под названием мицвот ше-эйн hа-зман граман ().

Вопросы для повторения

Перечислите названия групп заповедей и приведите примеры каждой из них.

 

 

Сколько всего заповедей? Ответ мы находим в Талмуде (трактат "Макот", страница 23б): "613 заповедей было дано Моше; [из них] 365 запрещающих - по числу дней в году, и 248 повелевающих - по числу органов человеческого тела". Отсюда происходит выражение тарьяг мицвот ( ), так как число (365+248=613) записывается ивритскими буквами как (читается "тарьяг").

Есть разные мидрашим, посвященные этому числу – 613, и облегчающие его запоминание. На той же странице Талмуда приведен такой мидраш: рав hа-Мамуна, комментируя фразу "Тору заповедовал нам Моше" (Дварим, 33:4), обращает внимание, что гематрия слова (Тора) равна 611. Если же вспомнить, что Тору получил Моше на горе Синай, а первые две заповеди ("Я - Всевышний, твой Б-г" и "Не будет у тебя других божеств") слышал весь еврейский народ, то мы получаем: 2 (первые заповеди) + 611 (заповедей, полученных на Синае) = 613 (общее число заповедей).

Многие великие еврейские мудрецы составляли список "тарьяг мицвот". Некоторые из них – Саадия Гаон, Шломо Ибн Гвироль – даже слагали поэмы из 613 строк, в стихотворной форме перечисляющие все заповеди.

Число 613 настолько огромное, что поневоле хочется спросить: а как же можно запомнить их, не говоря уже о том, чтобы выполнять?

На этот вопрос можно ответить так. В любой стране существует своя система законов, причем число этих законов, скорее всего, намного больше 613-ти. Тем не менее, большинство граждан не задает вопроса: "Как запомнить все эти законы и как их выполнять?". Причина тому – факт, что в разумном обществе законы эти – не случайный набор требований, а логически взаимосвязанные правила. Более того, они (законы) естественны для гражданина общества, так как поддерживаются всей общественной системой – организациями, учреждениями, прессой, школой и т. д. – и, как правило, гражданин воспринимает их как неотъемлемую часть общества в целом и своего поведения в нем. Конечно, может сложиться ситуация, в которой рядовой человек не знает конкретного закона или знает его неточно. Тогда обращаются к более сведущим в законе людям – юристам, адвокатам, нотариусам.

Похожая ситуация существует и в еврейской традиции: тарьяг мицвот имеет свою внутреннюю структуру и логику. Для человека "со стороны" это вовсе не очевидно, но еврей, живущий по требованиям Торы, воспринимает заповеди не как свод требований, о которых надо постараться не забыть, а как естественный образ жизни. Этому способствуют и многотысячелетняя практика еврейского народа, и общинная жизнь. Если еврей не знает, как понимать ту или иную заповедь в конкретной ситуации, он обращается к более грамотному в еврейском законе человеку – например, к раввину. Однако, подчеркивает традиция, это не освобождает его от обязанности самому изучать Тору – насколько он может.

Вопросы для повторения

Назовите общее число заповедей.

Как оно называется на иврите?

Из каких "слагаемых" складывается это число?

 

Как мы читаем в Торе ("Шмот" 20), когда Моше спустился с горы Синай, в его руках были два огромных плоских камня, которые назывались лухот hа-брит () – "скрижали завета". На этих скрижалях были высечены десять заповедей (по пять на каждом камне), которые с тех пор имеют в традиции особый статус. Вот их список:

Я – Б-г твой

Не будет у тебя других богов

Не произноси имя Б-га напрасно

Помни день Субботы, чтобы освятить его

Уважай отца и мать своих

Не убивай

Не развратничай

Не кради

Не лжесвидетельствуй

Не желай чужого

Эти десять заповедей называются на иврите Асерет hа-диброт (), то есть "Десять речений". Часто их называют также "Десять заповедей".

Во многих синагогах можно увидеть изображение двух скрижалей с текстом "Десяти заповедей".

Мы не случайно упомянули о том, что заповеди были высечены на двух скрижалях – по пять на каждой. Если посмотреть на их список, то окажется, что первые пять (высеченные на первой скрижали) можно определить как "религиозно-философские" (то есть "мицвот бейн адам ла-маком"), а остальные пять (высеченные на второй скрижали) – как "социальные" ("мицвот бейн адам ла-хаверо"). Традиция обращает внимание на то, что эти две группы заповедей "уравновешены на скрижалях", то есть равны как по количеству (5), так и по месту (высечены на отдельной скрижали), и делает отсюда вывод: "философские" и "социальные" заповеди важны одинаково.

Когда был построен Храм, скрижали завета были помещены в его самой святой части, называвшейся кодеш hа-кодашим (), а "Десять речений" читали в Храме вместе с молитвой Шма. Сегодня их торжественно читают в синагоге в те субботы, когда недельная глава содержит текст "Асерет диброт" (это главы "Йитро" и "Этханан"), а также в Шавуот.

Вопросы для повторения

Что такое "Десять заповедей"? Перечислите их.

Как еще их называют?

Когда их читают в синагоге?

 

Как мы уже говорили, заповеди Торы даны евреям, так как Тора дарована еврейскому народу. В то же время среди 613 заповедей есть и обязательные для всего человечества. Традиция выделяет, прежде всего, семь таких заповедей:

Не поклоняться идолам.

Не проклинать Б-га.

Не убивать.

Не развратничать.

Не красть.

Создавать справедливые суды.

Не есть мясо, взятое у еще живого животного.

Заповеди эти называются шева мицвот бней Ноах () – "семь заповедей детей Ноаха", так как "дети Ноаха" (в русских переводах – Ноя) – это собирательный образ всего человечества.

Итак, всего 7 заповедей – из 613 ! В этом и состоит причина того, что еврейская традиция запрещает убеждать или уговаривать нееврея сделать гиюр – перейти в еврейство. Более того: если даже человек сам обращается к евреям и говорит: "хочу стать евреем", традиция обязывает евреев объяснить ему, что Тора не требует, чтобы все люди в мире стали евреями. Нееврей может выполнять всего 7 заповедей и быть абсолютным праведником. Если же он перейдет в еврейство – ему придется выполнять, как любому еврею, все 613 заповедей, а не 7. Таким образом, переход в еврейство не только не дает особые "права", но и ставит перед человеком новые обязанности. Тот, кто хочет стать евреем должен понимать, что быть евреем трудно, и ему следует хорошо подумать, готов ли он принять на себя эти обязанности.

Вопросы для повторения

Что такое "Заповеди сыновей Ноаха" Перечислите их.

Для кого, согласно еврейской традиции, они обязательны?

Разрешает ли традиция уговаривать неевреев перейти в еврейство? Почему?

 

Итак, заповеди предназначены для каждого еврея. Следует ли отсюда, что каждый еврей обязан, согласно еврейской традиции, выполнять весь Тарьяг мицвот?

Да, с некоторыми оговорками.

Во-первых, есть ряд заповедей, само содержание которых относится к конкретной группе людей – и выполнение их требуется только от этой группы. Например, есть заповедь "учить своих детей Торе". Она относится к тому человеку, у которого есть дети. Другой пример: есть некоторые заповеди, относящиеся к коhаним: они должны благословлять общину особым благословением (см. ), им нельзя (кроме особых случаев) быть на кладбище и т. д. Есть еще примеры таких "обращенных не ко всем" заповедей.

Второе замечание касается женщин. Важный принцип гласит: женщины не обязаны выполнять те заповеди "делай", которые относятся к понятию "мицвот ше-hазман граман" (см. "Классификация заповедей"), то есть которые относятся к определенному времени. Например, заповедь "сидеть в шалаше" относится к конкретному времени года – неделе праздника Суккот, и поэтому женщина не обязана жить в шалаше во время Суккот (хотя, разумеется, ей и не запрещается это делать).

И, наконец, дети: с какого возраста на них ложится ответственность за выполнение заповедей?

Еврейская традиция определяет возраст совершеннолетия согласно Талмуду (Мишна, трактат "Авот", 5:25): "для мальчиков - 13 лет и один день; для девочек - 12 лет и один день". С этого дня (мальчики – на следующий день после 13-летия, а девочки – на следующий день после 12-летия) дети обязаны выполнять мицвот наравне со взрослыми. Но, разумеется, и до этого срока надо воспитывать детей так, чтобы они выполняли заповеди и учили Тору. Ведь если не обучать их заранее, они не смогут начать в один день: полностью измениться и выполнять все.

Принято отмечать этот день, называемый бар-мицва ( – "сын заповеди") для мальчиков и бат-мицва ( – "дочь заповеди") для девочек.

В разных общинах приняты разные обычаи празднования этого события. Их объединяет радостная праздничная атмосфера.

Вопросы для повторения

Все ли заповеди обязательны для всех евреев?

Какое уточнение есть в традиции для выполнения заповедей женщинами?

Что такое "еврейский возраст совершеннолетия"?

Как называется дата совершеннолетия?


ло таасэ
асе
асерет hа-диброт
бар-мицва
бат-мицва
бейн адам ла-маком
бейн адам ла-хаверо
де-орайта
де-рабанан
клаль
кодеш hа-кодашим
лухот hа-брит
мицва
мицвот
мицвот ше-hа-зман граман
мицвот ше-эйн hа-зман граман
мишпатим
прат
тарьяг мицвот
хуким
шева мицвот бней Ноах