Недельная глава Кдошим «Не стой на крови ближнего своего» (Ваикра, 19:16).

Недельная глава Кдошим «Не стой на крови ближнего своего» (Ваикра, 19:16).

April 27, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

«Учили мудрецы: «Как выводится из Торы закон, обязывающий спасать ближнего в тех случаях, когда ты видишь, что он тонет в реке, или хищное животное тащит его, или нападают на него разбойники?» И поясняли: «Эта обязанность вытекает из стиха: «Не стой на крови ближнего своего» (Санэдрин, 73а).

Даже в тех случаях, когда человек не может спасти другого, не рискуя собственной жизнью, он не имеет права устраниться от исполнения обязанности, возложенной на него Торой. А если пройдет мимо, если не захочет рисковать – то пусть он знает, что стоит на крови своего ближнего. И, если земной суд не накажет его, то придет время, когда Небеса спросят с него за кровь брата его. А на небесном суде не будут расспрашивать свидетелей – не только дела, но и помыслы человека, открыты Всевышнему.

Тора говорит не только об ответственность за непосредственное спасение попавшего в беду, но и о человеке, облеченном властью в то время, когда в стране произошло убийство. И не случайно говорится: «Если будет найден убитый на земле, которую Б-г Всесильный дает тебе, чтобы ты владел ею, (и) он будет лежать в поле, и не будет известно, кто нанес ему (смертельный) удар, то пусть выйдут старейшины твои и судья твои и измерят расстояние до городов, которые расположены вблизи от убитого. И пусть старейшины того города, который окажется ближайшим к убитому, возьмут телицу, на которой никогда не работали, которая никогда не была в ярме. И пусть спустят старейшины этого города телицу к потоку воды… И проломят телице затылок возле потока воды… И все старейшины города этого… омоют руки свои в потоке над телицей, которой проломили затылок, и скажут: «Руки наши не проливали этой крови, и глаза наши не видели (кто убил). Очисти, Б-г, народ твой Израиль, который Ты выкупил (из египетского рабства). И не обвиняй за пролитие невинной крови весь народ твой Израиль…» (Ваикра, 21:1-8).

Цель этой заповеди заключается в том, чтобы довести до сознания старейшин, что они отвечают за жизнь каждого человека. И они не могут просто так сказать: «Не виноваты мы в том, что кого-то убили в нашей стране», а должны оправдываться перед Небесами и просить у Них прощения. Ведь они должны были позаботиться о том, чтобы в каждом городе было выделено место для ночлега путников, что позволило бы не отправляться в дорогу на ночь глядя. За это отвечают главы городов (допустим). Люди каждого города должны знать, что закон обязывает их заботиться о путнике – за это отвечает министр образования. На стенах каждого города должен быть выставлен дозор, и военные отряды должны совершать рейды против разбойников – за это отвечает министр внутренних дел. И, если все это было сделано, но произошло несчастье, тогда их оправдания будут приняты Небесами – от всех случайностей невозможно уберечься. А если преподаватели не воспитали учеников так, чтобы они проявляли заботу о ближних и помогали даже незнакомым, потому что это не входило в школьную программу, если охрана городов не была достаточно продуманной, то тогда над главами городов, членами судов и министрами будет занес меч Небес. И, в конечном итоге, убийство невинного человека будет вменено в вину всему народу, который доверил безответственным людям управление страной.

Как ни странно, многим трудно понять простую истину, что не только тогда, когда ты собственными глазами видишь тонущего или подвергающегося нападению, ты должен сделать все возможное, чтобы спасти жизнь человека, но и, находясь в своем кабинете (если ты занимаешь общественную должность), ты обязан предпринять все меры, чтобы не пролилась невинная кровь. И каждую минуту ты должен жить в страхе перед Небесами и думать: «А сделал ли я все возможное, а правильно ли я поступил, а верное ли распоряжение я отдал, а достаточно ли ясно я проинструктировал своих подчиненных?» А каждому из жителей страны, когда приходит время выборов, следует подумать, не выбирает ли он людей, из-за недомыслия или пренебрежения своими служебными обязанностями которых уже пролилась или может пролиться невинная кровь. Ведь недаром в молитве старейшин, омывших руки в водах потока, сказано: «И не обвиняй за пролитие невинной крови весь народ Твой, Израиль…»: хорошо ли подумали и выбрали достойных людей, чтобы они управляли страной? А если голосовали за тех, от кого ожидают только подачек и поблажек, за тех, кто уже запятнал себя коррупцией, – кровь всех телиц в мире не поможет народу сбросить с себя ответственность за невинную кровь.

Людям очень трудно понять, что они отвечают перед Небесами не только за свои поступки, но и за свои решения. И сегодня ответственные лица настолько привыкли представлять неправильные решения, как гениальный выход из положения, что мало, кто помнит, что все дела записываются в книгу, и ничего не стирается из нее. И именно для того, чтобы заставить руководителей народа понять, что они отвечают за жизни людей, Тора ввела закон о проламывание затылка телице: вид крови должен заставить старейшин содрогнуться, а процедура омовения рук – довести до их сознания, что они не сторонние наблюдатели произошедшей трагедии.

Нападение террористов, одетых в форму палестинской полиции, на молящихся возле могилы Йосефа у города Шхем, закончившееся гибелью Бен Йосефа Ливнат, заставляет задать вопрос: «На ком прежде всего лежит ответственность за то, что мы не уберегли своих сыновей от рук бандитов?» Даже если молодые люди допустили ошибку и не предупредили армию, прежде, чем въехать в опасный район, нельзя оправдать тех, кто создал такую ситуацию, когда в земле Израиля расхаживают «признанные» разбойники, которые получили и оружие и легитимацию, позволяющие им расстреливать машины с безоружными людьми. Кто отдал территории под контроль бандитов?

Армия оправдывает действия так называемых палестинских полицейских и возлагает вину на тех, кто приехал молиться на святое место. Правительство не объявляет о прекращении мирных переговоров, а планирует новые уступки террористам. Таким образом, те, кто призван защищать народ, сами готовят почву для новых террористических атак.

Но, выражая соболезнования министру культуры и спорта Лимор Ливнат, чьим племянником был погибший Бен Йосеф Ливнат, необходимо все же напомнить ей ее же слова, произнесенные перед разрушением цветущих поселений и изгнания десяти тысяч евреев из Гуш Катифа и передачи Азы в руки бандитов-палестинцев (тогда она была министром просвещения в правительстве Ариэля Шарона): «План размежевания противоречит тому, как меня воспитали. Но нужно видеть всю картину целиком: народ требует изменений, а то, что предлагается, – открывает возможность для прорыва в переговорах. В том случае, если мы увидим, что палестинцы пытаются напасть на нас, мы всегда сможем вернуться туда (в Азу). У армии нет проблем вернуться туда».

Что заставило Лимор Ливнат, дочь бойца ЛеХИ Эзриэля Ливнат, произнести эти слова? Не приходило ли ей в голову, что она, отвечая за весь народ, несет ответственность и за свою семью? И, прежде чем принимать решение о «размежевании», которые неизбежно укрепит террористов и в Азе, и в Шхеме, выйдите, правители наши, к потоку воды, опустите руки в кровь животного, потом омойте их водой и скажите перед лицом Небес: «Не проливали мы крови невинной». Если и это вас не остановит, тогда уже вся ответственность ляжет на нас, если мы и на следующих выборах доверим вам власть.