Закон о красной корове

Закон о красной корове

March 24, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Пусть приведут к тебе корову красную без порока, у которой нет изъяна, на которой [никогда] не было ярма (Бемидбар, 19:1).

 

Человек, прикоснувшийся к мертвому телу или оказавшийся в одном помещении с умершим, становится ритуально нечистым. Во времена Храма состояние ритуальной чистоты можно было восстановить начиная с третьего дня после получения ритуальной нечистоты: человек погружался в воды миквэ и на него брызгали несколько капель воды, в которую были добавлены крупицы пепла красной коровы (иврит: пара адума), ту же процедуру повторяли еще раз через четыре дня.

Для того, чтобы приготовить необходимый для очищения пепел в соответствии со всеми требованиями закона, красную корову приводили на то место гар а-Зейтим (Масличной горы), откуда был виден вход в Храм, зарезали там и затем тушу сжигали целиком. Пепла одной коровы хватало на долгие годы (за всю историю приготовление пепла красной коровы осуществлялось шесть раз).

Есть ли что-нибудь более непонятное на свете? Говорят, что нет. Царь Шломо не мог понять, как вода с пеплом, оставшимся от сожжения красной коровы, очищает от ритуальной нечистоты человека, прикоснувшегося к умершему, и та же вода придает статус ритуальной нечистоты тому, кто взял наполненный ею сосуд без определенных намерений.

Даже если эта загадка неразрешима, стоит задуматься над смыслом закона о красной корове – и, может быть, хотя бы немного приоткроется свет величайших тайн творения мира.

Всевышний не похож на строителя, который, закончив постройку, уходит, а возведенный им дом остается сам по себе. Про Него ( да будет благословенно Его Имя) говорится (в утренней молитве): "Постоянно, каждый день, творит все сначала" и если отпустит Он Свою руку, то все исчезнет и превратится в ничто.

Прежде появления всех миров – как духовного, так и материального – Всевышний начертал буквы Торы и сложил их в слова. Каждое мгновение Он начинает процесс творения с самого начала, постоянно разворачивая свиток и "занимаясь" Торой.

С чего начинается Тора Всевышнего?

С закона о красной корове!

Ритуальная чистота – способность воспринять духовный свет.* Желание Всевышнего, Его "сокровенная мечта" – дать Своему творению благо – свет – предшествует началу творения. Это было раскрыто и разъяснено Моше при помощи пророческого видения. Поднявшись на гору Синай, Он увидел, что Всевышний сидит на Престоле Славы и занимается законом красной коровы** – средством очищения, позволяющим быть прозрачным и воспринимать свет. Прежде, чем творится человек, обладающий свободой выбора и способностью закрыться от света, создается возможность исправления – возвращение свойства прозрачности.

Мир творится каждое мгновение и всякий раз так, что для любого, кто только захочет встать на верный путь, сохраняется возможность восприять Б-жественный свет.

Но почему же очищение от ритуальной нечистоты, распространяемой мертвым телом, связано именно с красной коровой?

Мир – это книга образов, которую следует прочесть, а каждый из сотворенных аспектов выражает некоторую идею. Адам, первый человек, начал свой жизненный путь с того, что разгадывал образы, созданные Всевышним, – давал имена животным. Можно ли по названию пара ("корова") определить сущностные качества животного?

Эхо мудрости Адама преодолело тысячелетия и, найдя свое отражение в святом языке, докатилось до нас. Пар – "бык", лефарер – "раскрошить", "раздробить". В быке ярче всего выражена сокрушающая сила животного мира, грубая, готовая в гневе убивать, топтать и крушить, не получая от этого никакой выгоды или удовольствия (в отличие от осла, в котором заключена сила инертности). Гнев сродни идолопоклонству, так как тот, кто гневается, не ощущает единства и гармонии всего сотворенного. Пара – корова, родившая теленка, – корень разрушающей, дробящей силы. Корень сил, порождающих чувство оторванности, ощущения полной самостоятельности, превращался в пепел на Масличной горе, а Моше, когда он поднялся на гору Синай, было показано, как этот корень, едва возникнув в начале творения, тут же уничтожается Всевышним, составляющим закон о сожжении красной коровы. Иными словами, еще до возникновения материи, на уровне духовных миров закладывается возможность преодоления человеком всего дурного в окружающей его природе и внутри самого себя.

Красный цвет… Жизнь, везде, где бы она не возникала, представляет собой разные формы выражения общего через частное. Она не может быть ни синтезирована, ни продлена с помощью материальных сил и теплится лишь до тех пор, пока сохраняется связь с мирами, где проявляется единство всего сущего. Забывая о том, что жизнь – это не функция циркуляции крови, а связь с бесконечным, человек отдаляется от источника, оживляющего все сотворенное. Таким образом, красный цвет – цвет крови, которая разносит питание и кислород всем органам, – становится символом греха непризнания постоянно оживляющей Божественной силы, греха, который делает человека мертвым при жизни. На языке Адама пара адума означала "раздробленность, возникшая вследствие оторванности от источника жизни" или иными словами – смерть. Сожжение красной коровы – уничтожение смерти.

В тот момент, когда Моше добрался до Престола Славы, пройдя заслоны преграждавших путь ангелов, и ему раскрылась Тора, у подножия горы Синай евреи сделали золотого тельца. Тогда на вершине горы Синай Моше увидел Всевышнего, занимающегося законом красной коровы. В момент совершения греха Он создавал условия для его исправления, уничтожая корень всех дурных помыслов людей.

Соприкосновение воды с пеплом красной коровы делает человека прозрачным, готовым для восприятия света. Сила раздробленности сжигается, и пепел прогоревшего стремления отделиться от Источника жизни, прикоснувшись к человеку, уничтожает причину всех грехов. Теперь можно войти в Храм, где льется невидимый для глаз свет.

* Буквальный перевод термина тагор ("ритуально чистый") – "прозрачный".

** Люди, наделенные пророческим даром, никогда не воспринимали видение как реальность, а лишь как иллюстрацию, позволяющую полнее понять Б-жественное повеление.