Израильтяне снова идут голосовать. Демократия – это такая вещь, при которой выборы надо проводить, даже если этого не хочешь. Впрочем, для Израиля (в отличие от Украины, где парламентские выборы проходят почти параллельно с израильскими), этот «праздник демократии» не нов. В связи с этим было бы любопытно посмотреть на особенности израильских избирательных кампаний, их отличие от выборов в других странах.
«Пятилетку – за три года!»
Ближайшие израильские выборы будут досрочными. Впрочем, для динамичного характера местной политики это нормально. Нетерпеливые израильтяне не всегда могут дождаться третьего вторника месяца хешван, когда выборы должны проводиться по закону.
В первые десятилетия государственности досрочные выборы не были нормой, но, тем не менее, в 1951, 1961 и 1973 годах такое случалось. После 1977 года все «покатилось». Только избирательная кампания 1988 года состоялась в сроки, определенные законодательством. Все остальные разы, включая и текущую кампанию, выборы происходят раньше, чем должно было быть.
Поводы для таких шагов были различными. В 1951 году правительственный кризис возник из-за «перегибов» в отношении левых властей к новым репатриантам, в основном религиозным. В 1996 году выборы пришлось провести досрочно, чтобы избиратели, еще не вышедшие из шока после убийства Рабина, избрали премьером Шимона Переса. Эта технология тогда, правда, не сработала. В 2001 году досрочные выборы состоялись на фоне провала «мирных» инициатив Э.Барака.
Двухблоковая, но не двухпартийная…
В Израиле до недавнего времени была тенденция к развитию двухблоковой системы. Ее можно было бы сравнить с двухпартийными системами, присущими США и Великобритании, но сравнение не получится. Во-первых, в Израиле было постоянным наличие мелких парламентских партий. Во-вторых, именно мелкие партии, во многом, влияли на облик правящей коалиции, почему и система считалась не двухпартийной, а двухблоковой.
Впрочем, так тоже было не всегда. В ишуве правящей была Рабочая партия. Начиная с момента своего основания в 1930 году, эта политическая сила была доминирующей в органах власти. И эта ситуация сохранялась до 1965 года. Потом, с 1965-го до 1977 года, для Израиля было характерно выравнивание политических сил с усилением правого фланга в лице Гахала-Ликуда.
В 1977 году Ликуд впервые выиграл выборы, положив конец почти пятидесятилетней гегемонии Рабочей партии. Однако господство правых не было убедительным. Ничейное соотношение сил и породило явление «двухблоковости».
В восьмидесятые годы выборы проходили при практически равных силах двух основных сторон. Результатом этого стало формирование правительств национального единства.
При этом возросло значение кулуарного аспекта переговоров и снизилась идеологическая составляющая коалиционных соглашений. Межфракционные торги, коррупционные скандалы и просто-напросто игнорирование подлинного мнения избирателей достигли своего пика к 1990 году.
Автор книги «Падение Израиля» Барри Хамиш еще тогда, до начала «процесса Осло», с потрясающей силой предвидения писал, что коррупция в правящих кругах достигла таких масштабов, что Израиль оказывается на грани всеобщего коллапса. Как утверждал Б. Хамиш, даже арабские противники Израиля не были способны нанести такой вред стране, как это удалось сделать внутренним силам. Сегодня эти слова очень даже актуальны…
Уникальный случай
Недовольство режимом парламентской республики привело общество и политиков к идее президентского правления (то есть прямые выборы, но не президента, а премьера). Прямые выборы израильского премьер-министра были всего три раза: в 1996, 1999 и 2001 годах. Но еврейский избиратель не так-то прост, как о нем думали разработчики новых правил, работавшие в основном на юридическом факультете Тель-Авивского университета. Теперь у избирателя появилась возможность голосовать дважды: за премьера и за партию. А это позволяло разделять голосование на более важное (за премьера) и менее важное (за партию). И началось…
Когда политики и политологи стали свидетелями резкого скачка популярности мелких, секторальных партий, было решено вернуться к старой системе. И в 2003 году выборы проходили только по партийным спискам. А вариант с прямыми выборами премьера так и остался уникальным в мировой практике.
Центр почти не виден
Еще одной важной особенностью израильской политической системы было практически полное отсутствие центристских партий. Было, потому как партия «Кадима» пока позиционирует себя как партия центра. И если «Кадима» выиграет выборы, то такое с центристской партией случится впервые в израильской истории.
Бескомпромиссная логика арабо-израильского конфликта провоцировала политиков на принятие полярных, крайних точек зрения. Центру не всегда находилось место в этих конфигурациях традиционного разлома израильского общества по линиям «ястребы-голуби», «левые-правые», «ашкеназы-сефарды», «светские – религиозные», «старожилы – новые репатрианты», «богатые-бедные».
Нет, попытки создать и «раскрутить» такие партии были. Прогрессивная партия стояла у истоков государства, но и это ей не помогло. Партия ДАШ в семидесятые годы была неплохим претендентом на роль «третьей силы» (15 мандатов на выборах 1977 года). Но потом ДАШ выродился в «Шинуй» и ушел влево. Кстати, прогрессисты тоже пошли по этому пути, хотя и не сразу.
В 1999 году появилась партия, одним своим названием готовая заполнить незанятую политическую нишу. Боевой генерал И.Мордехай наступал по центру, будучи лидером одноименной (то бишь, Центристской) партии. Но и тут не удалось завоевать избирателей.
Теперь пришла очередь «Кадимы». Пока что партия имени Шарона, называя себя центром, декларирует цели и программы, которые еще лет десять назад не снились ни одному отпетому «левому». «Кадима», не придумывая по сути никакой программы, кроме односторонней капитуляции по отношению к арабам, пытается попросту силой перетащить влево всю израильскую сетку координат.
Что будет с этой партией дальше: скатится она еще дальше влево, как это сделали все ее предшественники по «лагерю центра»; останется на неопределенных рубежах или проиграет выборы вовсе – узнаем в скором времени.
Ури Корогодский,
сотрудник Института иудаики