229 glava-1

Недельная глава Ваэра.Крепкое сердце – не всегда признак силы

January 20, 2007 Автор: рав Моше Эренрайх - No Comments

  

Прежде, чем послать Моше к фараону, Всевышний сказал: «И  ожесточу Я сердце Паро, и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской» (Шмот  7:3). После первой египетской казни (когда посох Аарона превратился  в змею) реакция египетского правителя была такой: «Но укрепилось сердце фараона, и не послушал он их, как и предсказывал Бог». (Шмот  7:13).

Комментируя десять  египетских казней, Мидраш Раба говорит, после каждой из первых пяти казней «сердце фараона укреплялось», а после каждой из последующих пяти казней «Всевышний укреплял сердце фараона». После первых пяти казней, когда фараон по-прежнему не хотел отпускать еврейский народ, Всевышний решил, что даже если фараон раскается и отпустит евреев, Он все равно не примет его раскаяния. Таким образом, слова Всевышнего «…и укреплю Я сердце фараона» должны указать Моше на то, что в будущем Всевышний укрепит сердце фараона с целью затем совершить над ним суд и покарать его.

Этот стих Торы вызывает немало вопросов. Если сам Всевышний укрепил сердце египетского правителя, в чём же  заключался грех фараона? Почему для того, чтобы избавить евреев из рабства, Всевышнему нужно согласие фараона? Разве Он в конце концов, не вывел еврейский народ вопреки желанию фараона? Даже если во время последних пяти казней Паро был лишен свободы выбора – почему во время первых пяти казней он был настолько упрям, несмотря на все знамения и чудеса?

Комментируя слова «и укреплю Я сердце фараона…», Раши приводит следующее объяснение. После того, как Паро оскорбил Имя Всевышнего, стало очевидно, что он никогда не совершит раскаяние от чистого сердца. Поэтому Всевышний уже на этом этапе ожесточил сердце фараона – чтобы совершить еще более великие чудеса в Египте и заставить евреев признать Его власть над миром. Несмотря на это, во время первых пяти казней не говорится, что «Б-г укрепил сердце фараона» – говорится только, что сердце фараона «укрепилось». Раши говорит, что даже в начале этой истории жестокость фараона по отношению к евреям и отрицание им существования Творца («И сказал фараон: кто такой Б-г, чтобы Я послушался его и отпустил Израиль?!» – Шмот 5:2) – достаточное основание для того, чтобы «укрепить его сердце». Однако вплоть до пятой казни у фараона все еще был шанс раскаяться. Следует заметить, что даже решение Паро отпустить евреев на свободу не являлось раскаянием. Он был подобен вору, который забрался в чужой дом и удрал, не успев совершить кражу, потому что услышал шум. Такой поступок не считается раскаянием.

Почему же была необходимость в согласии фараона отпустить еврейский народ? Порабощение еврейского народа должно было продолжаться 400 лет, которые еще не истекли – к началу Исхода прошло всего 210. Поэтому необходимо было согласие фараона на освобождение евреев. Рав Шауль Исраэли (благословенна память праведника) объясняет, что поскольку евреи были рабами, то если бы они ушли без согласия своего хозяина, то так и остались бы рабами.

Фараон использовал лазейку – потребность в его «разрешении на Исход» – для того, чтобы продемонстрировать свою власть: способность отказать. Таким образом, первые казни, во время которых фараон сам «ожесточал своё сердце», не только показывают власть Всевышнего, но и демонстрируют, насколько глуп человек, который полагает, что он всемогущ.

 

Перевод с иврита – Яков Герштейн