Расскажи сыну своему…

Расскажи сыну своему…

April 19, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

 «Рабами мы были в Египте, и вывел нас Б-г Всесильный мышцею простертой, и чудесами, и знамениями…»

И начнут твои дети дремать, и сладко позевывать, дожидаясь кульминационного момента – «накрытого стола». А ты скажи им вдруг, громким голосом, чтобы они пробудились: «Нет Исхода без Прихода».

Тут все сыновья встрепенутся, и сон как рукой смахнет с их слипающихся глаз, потому что они почувствуют, что ты действуешь не по протоколу.

«Какой приход? Про Исход мы слышали, а про приход – первый раз в жизни…» – заговорят они наперебой.

И тогда мудрый сын спросит строго: «Где это написано?» И хотя он уже спрашивал «чем эта ночь отличается от всех ночей», он будет смотреть в упор и добиваться ответа: «Нет, я тебя спрашиваю, папаша, где написано про приход? В такой торжественный день ты решил испортить всем настроение? Дай нам отпраздновать спокойно в соответствии с установленным порядком. Открой книжку и читай по ней. Ведь ты же, хоть и оле хадаш, но достаточно грамотный! Вот посмотри, сейчас у нас по расписанию – накрытый стол, а потом молитва после еды и Галель – восхваление Всевышнего. И не мешай нам хвалить Его, а то мы тебя объявим апикоросом, опровергающим законы Торы».

А злодей, он мудрый человек (не то что мудрый сын), и сразу все поймет, и скажет тебе: «А нельзя ли без прихода? Одного исхода достаточно – даейну. Мы ведь с этим исходом так намучились! Если бы вывел нас из Египта и не привел бы в Землю, а поселил бы в Штатах или в Швейцарии – и этого бы хватило с нас, даейну!».

А простак встрепенется ото сна и воскликнет: «А что такое – приход? Это доход, что ли? Так у тебя же есть доход, папа, значит, у нас у всех есть приход!»

А тот, который не знает, как спросить, – откроет рот, и пока он не спросил что-нибудь, ты улучи момент и растолкуй им всем: «Если бы мы во времена Йеошуа не завоевали бы Святую Землю и не истребили бы в ней все идолопоклонство, и не перебили бы идолопоклонников, и не повесили бы на деревьях их царей – то не вывел бы наш Б-г нас из Земли египетской, из дома рабства. И когда говорят, что Исход был только для того, чтобы была дарована Тора – это ошибка. Т.е. правда, и все-таки не правда. Потому что хотел Б-г даровать Тору не в пустыне. Дарование Торы должно было произойти в Йерушалаиме, на горе Мория, как сказано: «Ибо из Цийона выйдет Тора, и слово Б-га – из Йерушалаима». А мы не смогли, оказались неспособны получить Тору Израиля, и Всевышний выдвинул нам гору навстречу и даровал Тору пустыни. Даровал – и гора исчезла. Может, и не было ее там – так, холм на время. И нечего с тех пор искать в пустыне. Там Торы нет.

«О чем это ты, папаша?» – спросит непонимающе мудрый сын.
И ты притупи зубы ему, потому что сколько можно умничать и не понимать? Скажи ему так: «Без прихода нет исхода – это видно из того, что в пустыне праздновали праздник Песах только один раз, в первый год после того, как пересекли границы Египта. А на второй год, после того, как разведчики оклеветали Землю, и народ плакал, испугавшись войны, и в конце концов отказался войти в Землю, и еще тридцать девять лет не приносили пасхальную жертву. Ходили по пустыне наказанные, каждый год умирали, обреченные так и не увидеть Святую Землю! И не принимал Б-г пасхальной жертвы, потому что кому нужна память об исходе, когда нет прихода? Издевательство над Шхиной – приносить пасхальную жертву в пустыне. И Всевышний не позволил такой насмешки над великой идеей исхода. И обрезание в пустыне не делали. По какой причине – не важно. Но в этом была рука Всевышнего, Который не хотел принимать в союз тех, кто отказался от Торы Земли Израиля, голоса, постоянно звучащего с горы Цийон. И только когда вошли в Землю – сделали обрезание и принесли пасхальную жертву. А когда расступились воды Иордана, и народ пересекал сухое русло, то Йегошуа стоял и говорил: «Если не истребите эти народы, Вс-вышний обрушит на вас стену воды, остановившейся, чтобы пропустить вас».

И новейшая история доказывает нам, что исход без прихода – катастрофа. И задумается простак, потому что не хочет катастрофы, и скажет: «Так мы же тут уже – приехали! И исход тебе – и приход. Что ты от нас еще хочешь?»

А ты разъясни ему: «Прийти – это не только пересечь границы Земли. Нужно хотеть здесь быть. Великий Маараль говорит: «Человек находится там, где он хочет быть». И поэтому, если кто-то болен ностальгией – он еще не пришел. Тело пришло, а душа осталась в другом месте, и она привязана к прошлому пуповиной. Это не жизнь, когда тело в одном месте, а душа – совсем в другом. Да и самая главная заповедь пасхальной трапезы звучит так: «Обязан каждый человек увидеть себя вышедшем из Египта». Но не только… Нужно еще увидеть себя пришедшим в Землю, текущую молоком и медом, в Землю, на которой глаза Б-га твоего Всесильного от начала года и до конца его, и потому некого уже бояться, кроме Его Одного».

Помолчи немного, пусть сыновья сами подумают. Они все поймут. Ведь они все – мудрые, только притворяются: один мудрым, другой злодеем, третий – простаком, а четвертый – делает вид, что не знает, как спросить.

А когда дойдешь до еды мацы, скажи так: «Маца эта – зачем мы едим ее? Чтобы встать и пойти за Всевышним, как наши предки, не задерживаясь больше, чем на восемнадцать минут. Вполне достаточно времени, чтобы собраться. Будь прост, как маца. И, как учили наши мудрецы, не заквашивай заповедь. Иди! И когда ты в Египте – иди в Эрец Исраэль, а когда ты в Эрец Исраэль – иди в Йерушалаим, а когда ты в Йерушалаиме – иди на Храмовую гору, а когда ты на Храмовой горе – строй Храм». Когда же в пасхальной агаде ты доберешься до еды марора, возьми в одну руку горькую зелень, а в другую – возьми горсть Земли Израиля и скажи: «Подарил нам Всевышний Землю прекрасную, но дал ее через страдания».

И заплачет мудрый, и скажет «Папа, где же так прекрасно написано?» А ты скажи ему: «На сердце у тебя, на сердце, как сказано: «И да будут слова эти на сердце твоем». И обрадуется злодей и скажет: «Вот, и до меня дошло наконец, а раньше не чувствовал, что ты правду нам говоришь!». А простак воскликнет: «Вот это исход, я понимаю! А то все исходишь в никуда!»

А тот, кто не умеет спросить, спросит: «А что дальше, папа – ведь это стало интересно!».

Хорошего вам праздника, веселого рассказа, поднимите пятый бокал – за приход, товарищи. Ведь коль Исраэль хаверим – все евреи друзья!