Бруклинский мост – конечно, роскошь но «кипчонку» не сдерну с виска. «Бруклинский мост – конечно, роскошь», – писал «пролетарский» поэт В.В.Маяковский, выражая таким образом своё восхищение нью-йоркской достопримечательностью. «Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения», – напоминал человечеству французский аристократ Антуан де Сент-Экзюпери. Телемост Киев – Иерусалим постепенно становится «не роскошью, а средством обучения», которое появляется в расписании «Мидраши Ционит» с периодичностью раз в две недели. Но эта регулярность не превращает его в обыденное событие и не лишает участников ощущения праздничности происходящего. На этот раз встреча в «Заэкранье» была посвящена разным аспектам Великого Праздника Свободы: его глубинному смыслу, метафизике и конкретным законам Песаха. Иерусалимский кворум состоял из Шломо Неемана, Циона Абрамова, рава Шимона Ар-Шалома и доктора Пинхаса Полонского. Интеллектуальный потенциал киевской аудитории был подкреплен руководителем организации «Бней Акива» на Украине Яковом Шумяцким и посланником Давидом Вайнштейном, которого мидрашисты ценят и за содержательные лекции, и за неподдельное внимание к людям.
В начале конференции рав Ар-Шалом рассказал о некоторых законах Песаха так же живо и интересно, как, в соответствии с указаниями Шулхан Арух, следует читать Агаду. Хотя запаса орехов, чтобы поощрять внимание, у рава Ар-Шалома не было, аудитория «обратилась в слух», (как описали бы происходящее в XIX веке), получая чёткие и конкретные указания.
В связи с тем, что Песах в этом году начинается на исходе Шабата, порядок подготовки к празднику несколько необычен. Хамец «разыскивается» в четверг вечером, в пятницу утром он уничтожается. На Шаббат остаются два комплекта тщательно изолированного от других продуктов хлеба – для первой и второй трапезы. После утренней трапезы остатки квасного следует погрузить в какое-нибудь вещество, делающее его совершенно непригодным для еды. И наконец, «расправившись» таким образом с остатками хлеба, следует произнести «битуль» – формулу аннулирования незамеченного и ненайденного хамца.
Вокруг вопроса о продаже хамца разгорелась дискуссия. Пинхас Полонский высказал мнение, что продажа хамца не обязательна, т.к. дом – не магазин, и больших запасов мучного дома нет. Всё квасное, что осталось, можно подъесть до Песаха, раздать, подарить соседям. На это Шломо Нееман возразил, что продажа хамца имеет принципиальное значение. Есть немало продуктов, заведомо кошерных и непосредственно в понятие «хамец» не входящих. Например: конфеты, варенье, тунец в собственном соку. Но, если на упаковке не написано «Кошерно на Песах», не исключено, что некоторые компоненты этих продуктов можно классифицировать как хамец. А в рисовой крупе, к примеру, может попасться зернышко пшеницы. Продавая нееврею все продукты, которые не используются в течение Песах, Вы гарантировано избавляетесь от хамца, о котором даже не подозреваете.
Давид Вайнштейн задал вопрос, касающийся чтения Агады. Почему так важно подчеркнуть, что избранность еврейского народа проявилась в виде «египетских казней» – таким жестоким образом? Аудитория услышала три версии ответа на этот важный и в чем-то щекотливый вопрос. 1) Объяснение Шимона Ар-Шалома: В ночь пасхального седера очень важно подчеркнуть, что «казни египетские» – проявление избранности народа Израиля, показывающие всю глубину этой избранности. Всевышний вмешивается в творение, меняя законы мироздания, чтобы сделать явной избранность еврейского народа. Еврейским народом Всевышний управляет через заповеди. Египтянами, которые сопротивляются освобождению еврейского народа, Творец управляет на «языке», понятном им – казнями. Подсчитано, что общее число казней, упоминаемое мудрецами Аггады, равно 613. 2) Толкование Шломо Неемана: Избранность еврейского народа проявилась вовсе не жестоким, а милосердным образом. Всевышний восстановил справедливость, уничтожив зло, наказав тех, кто топил еврейских младенцев, тех, кто угнетал и губил еврейский народ. Мироздание исходит из доброго начала. Уничтожение носителей зла, подобных паро, гитлерам, и иже с ними – величайшее милосердие. Мир без них гораздо совершеннее мира, в котором они существуют. Версия Пинхаса Полонского прозвучала несколько позже, и мы приведём её «в порядке поступления». Прежде, чем попрощаться со слушателями, рав Ар-Шалом рассказал историю из собственного детства. Как самый младший в семействе, он должен был открыть дверь для пророка Элиягу. Восьмилетний Шимон робел перед густой тьмой длинного коридора, который нужно было пробежать до двери. Да и открывать дверь тоже было не очень приятно. Кто обитал по соседству? Но ночь седера названа «лейль шамурим» – ночь защищенных, ночь свободы, когда евреям ничего не угрожает, когда связь со Всевышним особенно ощутима. И это ощущение помогло ему преодолеть и страх, и пасмурный лабиринт советской квартиры… Точку, а вернее, многоточие, поставил в конце первой части телемоста Цион Абрамов. Он напомнил слушателям не только о том, как начинается Агада, но и чем заканчивается – о «постановляющей части». Хотя всё бесконечно важно, но последняя фраза определяет цель. «ЛЕ», – подчеркнул Цион, следуя традиция Раши в интерпретации предлогов в иврите, – это частица будущего времени, а до нового года еще есть несколько месяцев. Ле Шана а-Баа бэ-Йерушалаим а-бнуйя – «К будущему году в отстроенном Иерусалиме»!
После перерыва доктор Полонский завладел вниманием аудитории. Казалось бы, всё возможное уже произнесено. Но «никогда такого не было, чтобы чего-нибудь да не было», как говаривал Йосеф Швейк. Пинхас Полонский не был бы доктором Пинхасом Полонским, если бы ему нечего было добавить. Он процитировал интереснейший мидраш, из которого следует, что уникальность еврейского народа состоит ещё и в том, что он – не сын своей страны. Нет у него ни Фатерлянда, ни Мазерлэнда. Еврейский народ – зрелый (а иногда – инфантильный) супруг Эрец-Исраэль. Жизненный цикл народа начался со спуска Яакова с детьми в Египет, что можно рассматривать как зачатие. Увеличение народа в Египте – как беременность. «Египетские казни» – как родовые схватки, «процесс достаточно проблемный», как определил его Пинхас Полонский. Это и была третья версия «ответа Давиду Вайнштейну». Затем море расступилось, и состоялось рождение народа, буквально процесс родов – «Исход». Получение Заповедей и Торы на горе Синай – процесс обучения. Затем следует женитьба. Народ Израиля отправился в Эрец-Исраэль, чтобы в супружестве с ней родить Мессианский Свет.