Несколько дней назад в беседе с друзьями, коренными израильтянами, многие из которых завершают вторую и третью ученую степень и преподают в израильских университетах в гуманитарной области, зашел вопрос об Израиле как о «государстве всех его граждан». Почти все присутствующие, жители центра страны в конце третьего десятка прожитых лет, сказали, что они еще не знают, какова их позиция по этому вопросу. Этот ответ дал мне почувствовать всю меру морально-национального замешательства, в котором пребывает часть израильского общества.
«Государство всех его граждан» означает, на самом деле, конец Израиля как еврейского государства, отмена закона о возвращении, гимна, 2000-летней мечты, флага, прекращение связи с Диаспорой и т.д. То, что сегодня это понимание не столь отталкивает, как раньше, говорит о том, что многие понимают сионизм совсем не так, как мы это себе представляем.
Существует целый ряд евреев, прибывших на свою Землю, чтобы стать кем-то другим. Говорят, что нам не давали быть евреями на чужой земле. Это верно только отчасти. Отчасти же мы сюда приехали потому, что там нам не давали быть немцами, венграми, французами, русскими. В Эрец Исраэль, полагали мы, никто не будет нам мешать: русские не будут нам мешать считать себя частью великой русской культуры; французы не будут мешать отождествляться с революцией 14-го Июля; немцы не будут мешать восторгаться Бетховеном и Гайдном; Европа не помешает жить по-европейски; советские власти здесь не помешают реализовать коммунизм, а либералы – либерализм. Иными словами – мы бежали от Галута, чтобы нам не мешали жить по-галутски. Чтобы никто не напоминал о том, что мы евреи. Потом родилось новое поколение, не знающее рабства, не отягощенное комплексами чужака. Оно родилось на своей Земле, среди своего народа. В садиках, куда они ходили, все мальчики были обрезаны, как они сами, и всех девочек звали Сарочка и Ханочка, и никто над этим не смеялся. В школе они с 15 лет начинали говорить о подразделениях, в которые хотят попасть, а не думали, как отделаться от армии. Они стали первыми естественными, незакомплексованными, полными уверенности в себе евреями за последние 1800 лет. Ощущение нормальности было для них фактом жизни, а не мечтой. Проблема была в другом: родители говорили им, что они дети пролетариата или прав человека, американской конституции или Вудстока. Им говорили, что они дети прогресса и мира, дети будущего. Безусловно, у них есть и прошлое, говорили им, – еврейская история и традиция, которые следует знать и уважать. Но будущее – это Европа, Америка, человечество, и именно ценности Запада следует реализовать в Израиле. Сегодня эти ценности воплощаются в идеале пост-национального государства всех его граждан.
Таким образом, вся новообретенная естественность была мобилизована на преследование чуждых еврейскому народу идеалов, и многие дети, наподобие своих отцов, начали воплощать в жизнь проект превращения Земли Израиля в часть Европы.
В этом, однако, только одна сложность: мы не в Европе, и сама Земля и ее воздух противятся подобному проекту. Ислам и Европа нам говорят, одни – террором и антисионизмом, другие – признанием террора и антисионизмом, что мы захватчики и колониалисты. Действительно, если мы прибыли в Эрец Исраэль или родились на ней исключительно как дети Запада, то никакого права здесь быть у нас нет. Чем больше мы будем отождествляться с Западом, тем больше мы будем стесняться своего присутствия (ведь чувствительность к несправедливости осталась типично еврейской чертой), и тем больше мы будем размежевываться и отступать.
Но придет время, когда мы не сможем больше отгораживаться стенами и иллюзиями от мира, так и не смирившегося с нашим правом на существование. Придет время, когда мы прислушаемся к зову Земли и Небес, твердящих нам уже более ста лет, что мы возвращаемся в действительность Танаха, возобновляем святую историю, что пора реализовать эту новую эрец-исраэльскую душу, ошеломляющую своей естественностью, силой воли и бесстрашием, в духе пророков Израиля.
Пурим нам говорит, что маски одевают только один день в году. Пурим не говорит нам надеть их 14-го или 15-го Адара. Пурим есть, прежде всего заповедь снять их во все остальные дни года.
Может быть, через год, может, через десять лет, а может, и позже, но придет время, когда библейский Израиль сбросит свою западную маску. Об этом свидетельствуют Небо и Земля.