767

Недельная глава Экев: Плоды, которыми славится Земля Израиля

August 7, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Метафизика

Древние философы, глядя на воду, приходили к идее непрерывного изменения — перехода одной формы в другую. «Весь мир — вода», — сказал Фалес в шестом веке до н. э. Изменение форм и плавный переход одной в другую считалось самым главным в мире. Анаксимен решил, что лежащую в основе мироздания более общую идею отражает воздух: существует неподвижный и неизменный эфир, что-то вроде изначального хаоса — строительного материала для всего существующего. И все существующие формы не перетекают одна в другую подобно тому, как один вид энергии переходит в другой, а постоянно возникают из первозданной, исходной материи. Анаксимандр заявил, что эта изначальная материя не ограничена и лишена формы настолько, что даже с воздухом ее нельзя сравнить. Гераклит решил, что основной принцип возникновения и существования материи выражает огонь: уничтожение одной формы приводит к возникновению новой, более совершенной и что мир похож на постоянное горение — разрушение форм, которое само по себе дает энергию для возникновения новых форм.

 Восток — дело тонкое

Мы — люди восточные и всегда отличались от европейцев и цветом волос, и мыслями, которые под ними, и виденьем мира. Но это, наверное, не самое главное. Гораздо важнее то, что мы — люди Торы: она у нас в крови и через нее, как через увеличительное стекло, мы смотрим на мир. Весь мир — это речь Всевышнего, и значит, все, что окружает нас, ведет свой неторопливый рассказ. И поэтому для нас важно, не из чего сделана материя (мы-то знаем, что она сделана из «ничего»), а о чем она рассказывает. Пророк Йешаяу сказал: «Поднимите ваши глаза к небесам и увидьте, Кто сотворил все эти (светила)». Однако ведь известно, что увидеть Сотворившего небеса невозможно. Нам даже запрещено пытаться это делать. Так к чему же нас призывает пророк? Размышлять о могуществе Б-га, глядя на сотворенное Им, что совсем не похоже на попытку увидеть Его, вглядываясь в элементы природы. Этим нам запрещено заниматься даже на Тибете, где небо ближе и воздух чище.


 Стоя на Святой Земле

А что будет, если мы посмотрим на землю с целью понять что-то запредельное? Земля — не Небеса. Она дальше от Б-жественного, спокойного и неизменного. Но, оговоримся, если уж вглядываться в окружающую действительность, то только стоя на Святой Земле, которая обьединяет в себе силы всех материков и континентов, соотносясь с ними как общее соотносится с частным. А там, где общность, цельность и единство, —там происходит соединение духовного мира, не терпящего раздробленности, с миром материальным. Если, глядя на небеса, мы призваны задуматься о свойствах Того, Кто их сотворил, то, вглядываясь в землю, нам следует понять свойства народа, который на ней живет. Всем известно, что небеса отражаются в море, но они находят свое отражение и на земле. Недаром сказал поэт: «Отражается небо в лесу, как в воде, и деревья стоят голубые». Это прекрасный поэтический образ, созданный талантливымчеловеком. Просто следует добавить, что это происходит только на Святой Земле, о которой сказано: «Глаза Б-га Вс-сильного твоего на ней от начала года и до конца». В самом деле, разбитое, раздробленное, разделенное не способно стать зеркалом, и море способно окрашиваться в цвет небес только благодаря тому, что капли воды, наполняющие его, сливаются в единое целое. Земля Израиля — то же самое, что море: ее камни и даже песчинки и пылинки — одно целое, только не на простом, а на метафизическом уровне. А колена сыновей Израиля, разделившие между собой Эрец Исраэль, подобны созвездиям, передвигающимся по земле, как по небу. Говорят, что Земля Израиля славится двумя видами злаковых и пятью видами плодов: пшеницей, ячменем, виноградом, маслинами, гранатами, финиками и фигами. А разве солнечная Грузия не славится виноградом и гранатами? Конечно, славится, но только на физическом, а не на метафизическом уровне.

 Метафизические плоды

В Земле Израиля гранат — это не только гранат. Это мы с вами, наши особые свойства. Плод граната ведет рассказ о том, что общее состоит из частностей, а каждая из частностей подобна общему. Поэтому именно на этой земле Всевышний собрал вместе пылинки, объединил их и, вдохнув в них жизнь, превратил в Свое подобие. Возникновение общего из суммы частностей -происходит не всегда. Переход количества в качество возможен только при непосредственном вмешательстве Всевышнего. Гранат упоминается в Талмуде (Хагига, 14а). Для того, чтобы понять написанное там, нужно сначала представить себе мир абсолютного единства и мир множественности. В общем-то они разделены. Мир единства похож на свет, который, как рентгеновские лучи, пронизывает материю. А мир множественности — хаотически движущиеся частицы (допустим, атомы). Существует граница, отделяющая один мир от другого и не принадлежащая ни одному из них. Разве может такое быть?! Или единство, или множественность – третьего не дано. Оказывается, дано. Существует мир, в котором противоположности объединяются: они существуют, но их нельзя разделить. Промежуточная ступень между миром единства и множественности называется «шамаим» — «небеса». Мудрецы Талмуда раскрыли нам тайну: «шамаим» — это два слова: «эш» («огонь») и «маим» («вода»), слившиеся в одно. Так же и в метафизической действительности: небеса — соединение огня и воды. А также и всех противоположностей, которые только можно себе представить. Это проявилось во время египетских наказаний: град, обрушившийся на страну угнетателей и рабов, представлял собой огонь внутри воды — небеса обрушились на землю. Говорят, что две параллельные прямые пересекаются в бесконечности. Очень верно. Но не только параллельные прямые пересекаются там — там все пересекается. Это свойство небес: соединять в себе все частности и превращать их в единое целое — называется «гранат» и на земле встречается только в Израиле.


 Ангел Небес

Уровню Небес соответствует ангел — сила, созданная Всевышним, чтобы поддерживать их существование. Его имя Метатрон. Он отличается от других ангелов тем, что у него нет пары, выражающей его противоположность. Все противоположности слились в нем самом. Он и единство, и множественность. В его имя составной частью входит слово «римон» («гранат»). Если его извлечь из имени ангела, останутся «тет» и «тет», общая сумма числовых значений которых 18. А 18 — числовое значение слова «хай» («живой»). Жизнь может возникнуть только там, где частности образуют единое целое и каждая из них является отражением общего (из одной клетки, например, можно воспроизвести весь организм). Чем более разрознены элементы, тем дальше они от понятия «живой». А Израиль назван «землей живой». «Земля граната» — так можно сказать только про Землю Израиля. Грузия здесь не при чем. Тора называет Израиль также и «землей винограда». Вино отключает разум человека и позволяет сердцу бесконтрольно управлять и мыслями, и поведением. Поэтому сказано: «Вино веселит сердце человека». Сердце вырывается из-под власти разума, и свобода опьяняет и веселит его. Виноградная лоза больше, чем другие растения, похожа на дерево познания добра и зла. Познания не отдельных составляющих, а единства. Иными словами — речь идет о поиске общего корня добра и зла и о постижении абсолютного блага, исключающего зло. Вино намекает на существование мира абсолютного блага. Этот мир не постигается разумом, так как разум человека всегда основывается на сравнениях одного с другим и оказывается бессилен, когда речь заходит об абсолютном единстве. В этот момент включается сердце, которое способно понимать то, что не раскладывается на составные части. Его силы — целостное восприятие, интуиция и пророчество. Глядя из этого мира, видно, что все дурное не имеет самостоятельного смысла, а существует лишь как средство, которое должно подготовить человека к восприятию блага. Виноград берет свои основные силы не от земли, а от энергии солнечных лучей. Плод небесного единства. Гроздь винограда должна быть широкой вверху и заканчиваться одной виноградиной. Эта форма служит указанием на то, что он растет «сверху» в гораздо большей степени, чем любой другой плод. Если гроздь не имеет «плечей» или не заканчивается «капелькой» внизу, ее запрещено срывать (оставляют бедным). Слово «яин» («вино») рассказывает само о себе: «йод» и «йод» — «йецер» и «йецер» — дурное начало и хорошее начало. Они одинаковы, находятся на одном уровне (не так, как в букве «алеф»). Если кто-то сможет понять до конца природу добра и зла и их общий корень, о нем скажут: он достиг 50-х ворот познания. Об этом свидетельствует буква «нун» — третья в слове «яин», чье числовое значение — 50. «Земля маслины». Оливковое масло, прогорающее без остатка, — символ одной из особенностей еврейской души: даже спускаясь в материальный мир, она не соединяется с ним и готова в любой момент вернуться к своему Источнику, не оставив и следа в нижних мирах, которым она не принадлежит. Пока она находится в нижнем мире, ее участь — вечное горение: желание разрушить все ограничения, отказаться от всех материальных форм и прорваться в бесконечность. Как оливковое масло не смешивается с другими жидкостями, так и сыновья Израиля не смешиваются с другими народами. «Земля инжира». Инжир, всегда чересчур сладкий, символизирует дурное желание. Говорят, что чем праведник выше, тем сильнее его дурное начало. Конечно же, имеется в виду, что праведник способен справиться с дурным началом и не только подавить его, но и преобразовать в мощные потенциалы, способные служить добру и постижению истины. «Земля фиников». Эти плоды символизируют устремленность к Всевышнему всем сердцем. Финиковая пальма растет вертикально вверх, причем свои старые ветви она сбрасывает как листья.                                                                                  

Фалес