Отношение галахи к альтернативной медицине

Отношение галахи к альтернативной медицине

August 9, 2004 Автор: рав Шабтай а-Коэн Раппопорт - No Comments

 

Зрение Ф. ухудшалось. Проверка его офтальмологом обнаружила катаракты обоих глаз, один на более продвинутой стадии чем другой.. Доктор порекомендовал прежде всего немедленное хирургическое вмешательство, которое должно быть произведено в течении нескольких месяцев. Ф, который никогда не подвергался хирургическому вмешательству, спросил, является ли операция необходимой и может быть существует другой метод лечения, который исправит его зрение. Врач, который, по мнению Ф. слишком часто сталкивался с этой проблемой, чтобы не обращать на неё внимания к ней сухо заключил, что хирургия действительно неизбежна.

Ф. не был в восторге от отношения к нему врача, которое отличалось недостатком понимания его забот и тревог. Когда он прочёл, что научная медицина превратилась из медицинского искусства в техническую дисциплину, он согласился с этим и привёл в доказательство своей точки зрения подробную иллюстрацию. Целитель очень понравился Ф. Он казался больше человеком, чем просто техническим специалистом, и пообещал ему по возможности излечить его или, по крайней мере, улучшение самочувствия. Ф. решил начать курс, который прописал ему целитель, основываясь на том, что этим он много приобретёт и почти ничего не потеряет. В случае же неудачи всегда будет время для лечения обычным способом.

Использование нетрадиционной медицины, известной также как альтернативная вероятно также старо, как и само человечество. Оно существовало в каждом поколении наравне с традиционной медициной. Талмуд обсуждает этот метод лечения, говоря про право человека не выполнить заповедь если речь идёт об угрозе человеческой жизни. В трактате Йома 8/4 приводятся два мнения относительно того запрещено ли человеку, которого укусила бешеная собака употребление в пищу диафрагмы этой собаки с тем, чтобы защитить этого человека от бешенства. Собаки в иудаизме считаются нечистыми животными, поэтому их мясо запрещено в пищу. Основная мысль заключается в том, что даже в случае очевидной опасности для человеческой жизни запрет употребления собачьего мяса не должен быть нарушен.

Mаймонид в своём комментарии к мишне объясняет, что употребление диафрагмы бешеной собаки помогает пациенту только с точки зрения мистицизма. С другой стороны, лечебные процедуры, которые основаны на ненаучных предположениях, не заслуживают внимания потому, что логика основывается на том предположении, что методы ненаучной являются уязвимыми и непрочными, экспериментальные подтверждения этих методов почти невозможны. Истина этих методов базируется только на предположениях практиков. Маймонид заключает: "я научил вас очень важной принципиальной концепции, которую вы должны полностью понять и помнить”.

Комментарий к Мишне был составлен в молодости Mаймонидом.. В своём путеводителе заблудших (том III глава . 37), который являлся его последней большой работой, он разработал эту идею в деталях. В еврейском законе существует отдельный раздел, объектом которого является выяснение ложных идей, которые человечество воспринимает вместе с идолопоклонством.. Эти идеи преобладали главным образом, во времена ТаНаХа, среди египтян и кнаанеев. Эти убеждения ассоциировались с различными видами магии, в том числе, с различными замечательными качествами вещей или действий. Эти качества никогда не могут быть объяснены логически. Из-за того, что люди всегда боялись голода, они с радостью воспринимали методы магии, например, для усиления дождя. Так как они боялись заболеть, а лекарство не могло излечить от всех болезней, они приняли ненаучный метод лечения, с помощью которого излечение, действительно могло прийти. Маймонид заключает, что Тора категорически запрещает использование любых видов лечения, которые не основаны на научной логике. Тем не менее, существуют доказательства – Маймонид ссылается на употребление слабительных средств как пример того, что мы знаем эмпирически их медицинские качества даже если мы нуждаемся в теоретическом знании для понимания их значения.

Мнение Маймонида о том, что любой медицинский метод, который не основан ни на научной теории, ни на предыдущих эмпирических знаниях запрещен, не являлось компромиссной точкой зрения.. Один из видных мудрецов средневековья, рав Шломо бен Адерет (известный как РаШбА) категорически опровергает эту точку зрения.. В своей подробной респонсе (том 1 респонса 413) он утверждает, что упомянутый аргумент Маймонида, которую использование любой нового лекарства запрещено, потому оригинальная идея романа не имеет правильную теоретическую основу, и конечно же не эмпирическую.

Данная несогласованность распространилась также и на другую область. В иудаизме существует чёткий закон о запрете всех видов волшебства и чародейства. После перечисления запрещенных практик (dt. 18/9-12) Тора постановляет, что человек должен поддерживать полную веру в Б-га. Маймонид объясняет различные практики, на которые ссылается Тора (Мишне Тора – там же 11/4-15), и объясняет, что одной из них является астрология, которая ничем не отличается от других видов магии. Его толкование веры в Б-га состоит в том, что [там же. 11/16] что всякое волшебство и колдовство основаны на лжи и были употребляемы ранними языческими жрецами для привлечения простых людей. Неправильно. Для евреев, которые унаследовали истинную мудрость не подобает быть вовлечёнными в эту глупость, полагая, что в нёй может быть какое-то реальное благо. Человек, верящий в эту практику и другие им подобные и считающий их воплощением истины и мудрости действительно глупый и необразованный. Человек по настоящему умный должен ясно уяснить, что все эти методы, которые были запрещены в Торе не являются примерами мудрости, но они своей простотой захватывают умы людей и заставляют их отказаться от истиной мудрости Вот почему Toра устанавливает запрет всей этой фальши для того, чтобы человек сохранил полную веру в Б-га..

РаШБа доказывает что каждодневный опыт демонстрирует практическую правду специфических атрибутов гербов, самоцветов и металлов, которые могут помочь в процессе излечения Он полагает, что (том IX – респонса, приписанная Нахманиду -респонса 283), что астрология- это реальная наука. Человечество развило эту науку взгляда в будущее из-за своего врожденного страха перед грядущими событиями. Тем не менее, человек должен следовать за Вс-вышнимм беспрекословно и верить в то, что Б-г всегда за ним наблюдает.

Последнее разногласие в том существует ли какая-нибудь истина в магических и мистических методах не отличается от первого аргумента о том, что практика ненаучного лечения запрещена. Так как, согласно Маймониду, человек должен быть уверен в том, что существует только одно Б-г, таким же образом человек должен понять, что есть только одна логика. Очевидно, что наука сегодняшнего дня не представляет предельную правду. Традиционная медицина по определению ненаучна и поэтому представляет альтернативную логику и может вести к поискам альтернативного Б-га. Поэтому запрещено практиковать это как часть общего запрета против идолопоклонства. Подытожив всё, что было сказано выше, мы можем сказать, что всё, что существует – это собственность Вс-вышнего и поэтому астрология запрещена.

Согласно РаШБа наука не покрывает всю реальность, ненаучная медицина действительно может излечить, и она не запрещена. Даже практики, которые запрещены, могут иметь практическую ценность.

Кажется, что на сегодняшний день это несогласие могло быть решено. установлено. Наука статистики, которая постоянно развивается, позволяет нам судить есть ли в методах и теориях практическая основа, что позволяет получить лучшие результаты. Существует постоянноразвивающийся, всеобщепринятый метод контролирования проверки лекарств. Одна единственная проверка не может показать "реальную" альтернативу лечению, которое более выгодно чем “мнимое” лечение. Именно потому, что люди верят в это излечение, сама эта вера помогает им. Единственно важное преимущество альтернативной медицины, показанное до сих пор – это облегчение боли. Пациенты, страдающие от катаракты глаза сообщают об улучшении когда они используют метод ненаучной медицины., но во время проверки зрения было показано, что зрение не улучшилось. Улучшилось только их субъективное ощущение своего зрения.

Согласно этому правила Маймонида должны быть приняты как истина в последней инстанции. Ф. не должен, был принимать лечения для своей катаракты исцелителя обработка для его катаракт, так как это является сумасшествием, и это также нарушение заповедей Торы.
Перевёл Яков Герштейн