790

Возвращение Штиглица

August 21, 2004 Автор: рав Йосеф Менделевич - No Comments

   Недавно я встретил его в йерушалаимской йешиве, расположенной в так называемом мусульманском квартале. Почему в «так называемом»? А потому, что до 30-х гг. прошлого века большинство здешнего населения составляли евреи. Но при попустительстве английских колонизаторов арабы бандитским способом постепенно заставили их отступить.
   Здание йешивы было построено 100 лет назад грузинскими евреями, или, как их часто называли в старом Йерушалаиме, «гурджи». Когда пришли арабские бандиты, грузинские евреи отбились ножами. Но позднее им все же пришлось покинуть свои дома. После победы в Шестидневной войне еврейское имущество постепенно стало возвращаться в руки законных хозяев.

  Раскроем, как говорят, карты. Штиглиц — это фамилия семьи, которая, с большим трудом выбравшись из Германии, поселилась в еврейском квартале древнего Йерушалаима и в которой в 1944 г. родился будущий известный в Израиле раввин Исраэль Ариэль.

  Многие еще помнят многосерийный фильм о похождениях советского разведчика Штирлица — «17 мгновений весны». Однако речь здесь пойдет не о нем, а о человеке многостороннем и отважном, всегда готовом отправиться в неизвестное, — о раве Исраэле Штиглице.

Постойте… Как у Штиглицев мог появиться ребенок по фамилии Ариэль?

  Очень просто. В начале шестидесятых годов, став самостоятельным молодым человеком, он, подобно многим своим сверстникам, менявшим «галутные» имена и фамилии, отказался от «родового имени» и взял себе новое — Ариэль (которое в книгах пророков часто обозначает Храм). Его примеру последовала вся семья. Знал ли он, что в выбранном им имени зашифрован основной поворот в его судьбе?

   В 1948 г. семья Штиглиц была изгнана из старых кварталов Йерушалаима, обнесенных крепостной стеной. На родные улицы Исраэль вернулся в 1967 году в группе парашютистов, освободивших Старый город и Храмовую гору. Волею судеб он был первым часовым, поставленным у входа в мечеть, чей золотой купол возвышается над местом Святая Святых Храма, разрушенного римлянами в 68 году н. э.

   В тот момент рав Исраэль был совершенно уверен, что его главная задача состоит в том, чтобы не допускать в помещение любопытных солдат, потому что с минуты на минуту должны появиться саперы и взорвать мечеть. Не нужно обвинять вполне спокойного и дружелюбного человека в экстремизме — война есть война, и тогда такое действие казалось весьма правомерным, ведь Иорданский легион взорвал все синагоги Старого города и практически весь еврейский квартал. Но саперы не пришли. А через несколько дней Храмовая гора была передана Международному исламскому комитету. Ну, что ж, видимо, на тот момент еврейский народ не был готов заняться проектировкой и возведением здания Храма.

  Рав Исраэль, выпускник известной иешивы Мерказ а-Рав, зарекомендовал себя как человек феноменальной памяти и широкого кругозора. Он занимал должность военного раввина Северного военного округа, а затем — главного раввина города Ямит, разрушенного после подписания договора с Египтом в 1978 г. Там-то я с ним и познакомился в 1982 г., когда нас, собиравшихся во что бы то ни стало остаться в этом городке на краю пустыни, эвакуировала израильская армия. Разрушение города привело его в состояние полной растерянности, он не находил себя и был совершенно подавлен.

  Заглавие статьи связано с моим удивлением от встречи с равом Ариэлем в Старом городе: я не ожидал увидеть его в окружении учеников в той «гурджской» синагоге, расположенной на улице Виа Делароза, недалеко от Шхемских ворот.

  Он предложил мне вместе учить законы, касающиеся строительства Храма, и в ходе учебы поделился со мной своими замыслами:
— У каждой столицы есть свой символ. У Парижа — Эйфелева башня, у Москвы — Кремль. А у Йерушалаима ничего нет. Но ведь это не так. С Йерушалаимом связаны Храмовая гора и Храм. И я хочу, чтобы Храм вошел в сознание всего мира как символ Йерушалаима. Нужно изготовить значки и сувениры для туристов с изображением Храма; издать книги, на цветных иллюстрациях которых будет изображен Храм —чтобы люди почувствовали, что это может вновь стать реальностью.

  Можно только поразиться тому, как сила воли и воображения меняют реальность. Прошло чуть больше десяти лет, и вот уже создан Институт Храма, занимающийся изготовлением храмовой утвари. В экспозиции, разместившейся в его залах, множество вещей изумительной красоты: совки для насыпания благовоний на золотой жертвенник, большой совок для сбора золы и пепла на главном жертвеннике, золотой стол для хлебов «предложения», находившийся в северной части первого притвора Храма, и конечно же золотая менора — семисвечник, изготовленный благодаря пожертвованию киевского еврея Вадима Рабиновича.
  Слово «возвращение», вынесеное в заголовок, получило новое звучание: рав Ариэль возвратил, можно сказать, память о Храме еврейскому народу.

  Но он никогда не останавливается на достигнутом, и работа института продолжается днем и ночью. И вот во всем еврейском мире обретают популярность альбомы и фильмы, рассказывающие о Храме, в которых использованы сотни картин и рисунков, выполненных воспитанниками советской школы живописи. Часть фильмов уже переведена на русский язык с помощью рава Зеева Мешкова и его ученика из иешивы Махон Меир — Цви Мясковского.

  Но раву Ариэлю этого уже недостаточно, и он создает передвижную выставку, посвященную теме Храма, которая разъезжает по всей стране. Остается только пригласить ее на турне в страны СНГ.

  Кроме этого, он создал среднюю школу «Двир» («Притворы Храма»), в которой наряду с основными дисциплинами ученики постигают изящные искусства: рисование, лепку, музыку. Одним из составляющих элементов учебной программы является ткачество. Занимающиеся этим вопросом видят свою цель в создании цельнотканных одежд священников. Ведь без всего этого не обойтись при создании Храма. Вот это энергия!
   Всего в семье Штиглиц родилось четверо детей. Старший, Яаков, — сегодня главный раввин города Рамат Ган, Йоэзэр — председатель раввинского суда в городе Тверия. О третьем — Исраэле — мы уже рассказали. Четвертый — Игаль. Трудную работу раввина сельскохозяйственного кооператива Ноф на Голанах он сочетает с литературным творчеством. Игаль — автор популярных книг об истории Израиля.

  Все братья работают во имя возвращения Штиглица, превратившегося в Ариэля, уделом которого, не дай Б-г, могла бы стать еврейская лавка «Штиглиц и сыновья» в Германии… Или того хуже. Не хочется даже думать.


Вход в Институт Храма в Йерушалаиме