Еще на заре еврейской истории стало понятно, что все, кто ненавидит народ Израиля, ненавидят Всевышнего. «Встань, Всевышний, и рассеются твои враги, и разбегутся ненавидящие тебя» (Бемидбар, 10:35).
Раши поясняет: «ненавидящими Б-га» называются ненавистники народа Израиля, так как всякий, кто ненавидит народ Израиля, ненавидит и Того, Кто Своим словом создал мир. Война Израиля со своими врагами – это битва света, который призван озарить весь мир, с силами тьмы. На протяжении поколений постепенно раскрывается этот свет, спрятанный в еврейских душах. Он проявляется по мере нашего приближения к Торе, возвращения в Святую Землю и возведения Йерушалаима.
Война, которую ведут против нас сегодня, – не случайный эпизод. Она возникла не из-за территориального спора, экономических проблем или национальных интересов. Это война арабов и многих народов «против Б-га и против Его Машиаха» (Тегилим, 2). Наши враги никогда не примирятся с нами. Подтверждение этому – рассказ о победе нашего праотца Авраама над четырьмя царями. Только после этой победы представители народов, живших в Земле Кнаан, собрались в долине Шава и объявили его своим князем. Сколько бы милосердия Авраам не проявлял по отношению к окружающим, и сколько бы чудес не делал Всевышний, спасая его, понимание того, что Б-г Авраама превыше всех богов, приходит к народам мира только после военной победы, одержанной нашим праотцем.
Так произойдет и в будущем. Только после нашей победы над врагами мы увидим исполнение пророчества: «И вернутся они в землю, которую Я дал Моему рабу Яакову, и поселятся в ней – и они, и их дети, и дети их детей на веки веков, и Давид, раб Мой, будет князем им навеки, и заключу Я с ними союз мира, союз вечный» (Йехезкель, 37:25). «И возвеличусь, и освящусь в глазах многих народов, и узнают, что я – Б-г» (там же, 38:23).