393

Моше, скала и вечная проблема

July 12, 2003 Автор: рав Яаков а-Леви Фильбер - No Comments


   B эту неделю в странах рассеяния читаются два недельных раздела Торы – Хукат и Балак. В первой из них, главе Хукат, содержится знаменитый эпизод, где Моше ударяет посохом по скале с целью добыть воду: «И поднял Моше руку свою, и дважды ударил по скале посохом своим (вместо того, чтобы приказать словами), и потекло много воды, и пила община и скот их. И Б-г сказал Моше: «За то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою перед глазами сыновей Израиля, не введете вы общество это в землю, которую Я дал им» (Бемидбар, 20:11-12).

   Великий комментатор Торы, дон Ицхак Абарбанель, задает вопрос: «Неужели главная вина Моше, из-за которой он был лишен возможности войти в Святую землю, заключается в том, что он ударил по скале вместо того, чтобы обратиться к ней со словами? За это ли он был наказан, или Тора рассказала лишь о последней капле, переполнившей чашу его ошибок, и не захотела говорить о главных недостатках великого праведника, чтобы последующие поколения не обрушивались на него с критикой?»

  Анализируя текст Торы, Абарбанель приходит к выводу, что всякое наказание строится по принципу «мера за меру», и значит, Моше было запрещено переступить границы Земли Израиля за то, что он сам стал причиной, не позволившей другим войти в нее. Вне всякого сомнения, грехи поколения проистекают из ошибок его руководителя.

  Обвинения, выдвинутые Корахом, Датаном и Авирамом, не имели бы силы, если бы они не легли на подготовленную почву: люди, хотя и не говорили об этом вслух, возложили на Моше ответственность за то, что поколение, вышедшее из Египта, осталось на сорок лет в пустыне. Недаром Датан и Авирам сказали: «Разве мало того, что ты вывел нас… чтобы уморить в пустыне… И ни в землю, текущую молоком и медом, ты не привел нас, ни владения полями и виноградниками не дал…»

  Более того, ни Мирьям, ни Аарону, обвинившим Моше в излишней гордыне, никогда не пришло бы в голову критиковать поведение духовного лидера, если бы сыновья Израиля в назначенный срок пересекли границы Святой земли и, начав войну, овладевали бы укрепленными городами.

  Вне всякого сомнения, слова десяти из двенадцати разведчиков: «Земля эта пожирает живущих на ней» (Бемидбар, 13:32) посеяли панику и стали главной причиной отказа подняться на войну. Но воспитателем и наставником всего народа был Моше. А все грехи учеников – просчеты учителя.
Разведчики были главами колен и людьми высокой праведности. Они каждый день учились у Моше и впитывали в себя его слова. Он научил их всему, кроме одного – любви к Земле Израиля. Он не сумел передать свои чувства по отношению к ней.

  В последний момент перед отправкой разведчиков он, пытаясь исправить свою ошибку, наставлял одного из посланных – своего ближайшего ученика Йегошуа (видимо, будучи убежден, что только на него он может повлиять за такое короткое время) – и молился, чтобы Б-г спас его от «совета разведчиков», собиравшихся посмотреть «какова земля… хороша она или плоха» (Бемидбар, 13:19).

  Есть ли в нашей истории аналог такой принципиальной и непростительной ошибки праведных руководителей поколения и его наставников? Рабби Гилель из Шклова в своей книге «Коль а-Тора» пишет: «Грех разведчиков, совершенный во времена Моше, – это один из самых общих и самых сильных грехов, который народ Израиля не оставил на протяжении всех поколений и который не исправлен до сегодняшнего дня. Из-за него на Небесах было вынесено постановление, что день 9 ава (когда евреи отказались войти в Землю Израиля) будет днем плача на протяжении многих поколений, из-за этого греха будут разрушены два Храма – первый и второй, будет разрушен Иерушалаим и опустошена земля Израиля. Из-за греха разведчиков евреи пребывали в изгнании и терпели невероятные лишения и беды, и из-за него же изгнание продолжается до сих пор».

   Овладение Землей Израиля и проживание на ней – единственная заповедь, которая стала камнем преткновения и началом многих ошибок даже для великих еврейских мудрецов. Среди 613 основных повелений Торы нет другой такой заповеди, которая бы столь часто оставалась непонятой, неосознанной и не исполненной на протяжении всей истории.

  Разведчики были первыми из тех, кто не понял значения этой заповеди. Второй раз ошибка произошла в тот период, когда Вавилонская империя, угнавшая жителей Иудеи в плен, была разрушена персами и царь Кореш разрешил сыновьям Израиля возвращаться в свою страну. Но евреи за семьдесят лет, прошедших с начала изгнания, обжились на новых местах и не захотели переселяться в опустошенную землю. Из всего многомиллионного еврейского населения с первым караваном, возглавляемым единственным на то время потомком царя Давида Зерубавелем, вышло всего 42 тысячи человек.

  Это были люди, чья родословная была под сомнением, а знатные и умудренные опытом и знаниями отказались возглавить тех, кто должен был отстроить Храм, возродить еврейские поселения и начать новую эпоху в истории еврейского народа. Мудрецы Талмуда, проживавшие на Земле Израиля, часто критически отзывались о своих современниках, проживавших на территории Персии и не переселявшихся в Иудею. Рейш Лакиш отказался воспользоваться помощью мудреца, проживавшего за пределами Израиля, и сказал: «Всевышний ненавидит вас» (Йома 9б). Раши разъясняет, что это относится ко всем тем, кто во времена Эзры не переехал в Израиль и тем самым не позволил Б-жественному Присутствию вновь раскрыться в отстроенном Храме.

   В третий раз ошибка в соблюдении заповеди, повелевающей проживать на Земле Израиля, была допущена после разрушения Второго Храма. Мудрецы Израиля должны были призвать людей переселяться в Святую Землю, а они этого не сделали. Святой автор комментария «Ор а-Хаим» пишет, поясняя слова Писания (Ваикра, 25:25): «Спасение должно прийти через праведного человека, задача которого – пробуждать сердца сыновей Израиля, оказавшихся в изгнании, и постоянно говорить им: «Хорошо ли вам вне Святой земли?» Но успех в материальных делах, которого евреи добиваются в странах рассеяния, становится причиной их все большего и большего укоренения там. И поэтому задача праведника – заставить их почувствовать отвращение к жизни в изгнании, чтобы они отбросили свою тягу к мнимым благам чужбины.

  У евреев, находящихся в изгнании, должно было бы возникнуть страстное желание исправить свои дела, чтобы Всевышний выкупил их у тех поработителей, которым Он их продал. Но великие мудрецы Израиля не смогли исполнить эту миссию. С них же спросится за все те унижения, которым подвергся Храм».

                                                                                Перевел с иврита и обработал рав Зеев Мешков


Разведчики возвращаются