Выезд за пределы Земли Израиля

Выезд за пределы Земли Израиля

July 5, 2003 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

   -Может ли быть такое, что благодаря поездке за границу в человеке, живущем в Израиле, вдруг проявляется любовь к Земле Израиля – то есть когда он возвращается, в нем пробуждается новое чувство привязанности к Земле?

–  Степень любви к Земле Израиля определяется не сравнением ее с другими странами, а знанием ее основных, внутренних качеств. Если бы человек мог осознать святость этой земли, он привязался бы к ней всей душой, и ему и в голову не приходило бы оставить ее даже на короткое время.
  Однажды нашего учителя рава Кука попросили принять участие в конгрессе организации «Агудат Исраэль», чтобы он попытался повлиять на авторитетов Торы того времени и приблизить их к осознанию необходимости освоения Земли Израиля и переезда в нее еврейских общин. Несмотря на ясно определенную цель поездки, рав Кук не сразу принял решение, а долго сомневался, имеет ли он право оставить Землю Израиля.

  -Многие люди утверждают, что они оставили нерелигиозный образ жизни и начали соблюдать закон Торы благодаря тому духовному пробуждению, которое они испытали во время своей поездки за границу. Известно, что за пределы Земли Израиля можно выехать во имя исполнения заповеди. Нельзя ли поездку за границу рассматривать как заповедь на том основании, что она приводит к возвышению духовного состояния человека и укреплению его веры?
 -Считается, что если человек раскаялся и возвратился ко Всевышнему не из-за боязни наказания, а по любви, все его прошлые преступления становятся перед лицом Небес великими заслугами. Одно из объяснений такого переворота заключается в том, что эти преступления явились причиной раскрытия великой любви к Творцу в сердце человека. (Если человек решает, что он специально согрешит, чтобы потом раскаяться, его раскаяние никогда не будет принято).
  То же самое можно сказать и о тех случаях, когда человек, выехав за границу, осознал величие и святость Торы, когда пребывание в земле духовной нечистоты привело его к ощущению жажды высокой духовности.
  Нечистота стала причиной возвышения души. А после того, как человек исправил себя, постфактум можно считать его погружение в нечистоту положительным действием. Но нельзя планировать подобное изначально.
  Сказали Мудрецы: «Тот, кто говорит: «я согрешу и раскаюсь» – не дают ему раскаяться» (либо его затягивают преступные дела, либо попытка раскаяться отвергается Небесами). Кроме того, что выезд за пределы Земли Израиля сам по себе является запрещенным действием, тот, кто пресекает ее границы, попадает в атмосферу духовной нечистоты.
  Можно возразить и сказать, что и в Земле Израиля есть целый ряд мест, не отличающихся высокой духовностью. Но в Святой Земле, где бы человек ни находился, только от него зависит, окунуться в атмосферу нечистоты или избежать этого. За пределами Израиля нечистота неизбежно поражает душу, и ее проникновение во внутренний мир не зависит от стремления сохранить состояние чистоты.
  В любом случае, утверждение, что нужно погрузиться в нечистоту и именно из нее извлечь искры святости, рассыпанные в каждом месте, является основой учения лжемессии Шабтая Цви, решительно отвергнутого четыреста лет назад всеми еврейскими авторитетами.
  Кроме того, следует отметить, что единичные примеры возвращения к Торе и духовного подъема благодаря поездке за пределы Земли Израиля не могут быть аргументом для принятия практического решения – совершить путешествие или нет.
  Ведь кроме этих немногих случаев чудесного раскаяния, известно огромное число случаев, когда люди, уезжая в другие страны на короткое время, оставались там на долгие годы, опускались и теряли веру и связь со своим народом.