220 veget

Вегетарианство

November 18, 2006 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

        Как Тора относится к вегетарианству?

Стремление отказаться от мяса имеет правильную духовную основу. Всевышний создал животных не для того, чтобы человек убивал их ради собственной выгоды. Рав Кук написал на эту тему две статьи: одну в книге «Афиким ба-Негев», а другую – в книге «Тлалей Орот». Обе эти статьи подобрал и отредактировал рав Давид а-Коэн ("Рав Назир"), который сам был вегетарианцем.

Рав Кук упоминает в своих статьях те философские течения, которые отличаются жестокостью и считают, что целью всего мироздания является удовлетворение человеческих прихотей. Они утверждают, что и животные созданы лишь для этого. Иудаизм относится к животным иначе. В Талмуде есть история о теленке, которого вели на убой, а он сбежал и пришел искать спасения у раби Йегуды а-Наси. Раби Йегуда сказал ему: «Иди, для этого ты создан». За это Раби был наказан тяжелой болезнью и выздоровел только после того, как сжалился над крысами, которых хотела убить служанка (Талмуд, Бава Мециа 85). Конечно, не запрещено убивать теленка и есть его мясо, но тем не менее раби Йегуда а-Наси поступил неправильно, сказав так теленку, который искал у него спасения. (Статья рав Кука "О вегетарианстве", ч.1)

Первому человеку, Адаму, не было позволено есть мясо. Только после потопа, во времена Ноаха, когда все человечество опустилось на более низкий духовный уровень, мясо стало дозволено человеку. В Торе сказано: «И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимися по земле» (Берешит 1:28). Рав Кук замечает, что Тора не имеет в виду «властвование диктатора, который порабощает свой народ ради достижения собственной выгоды».

После потопа люди оставили вегетарианство и стали есть мясо. Но человечество не забыло то время, когда только растения были дозволены человеку в пищу. Это положение вещей вернется в дни Машиаха. Мы рассматриваем это как идеал, к которому человечество должно стремиться.

В тексте Торы не говорится прямо, можно или нельзя есть мясо, а сказано: «…ты скажешь: «поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса» (Дварим 12:20). Почему Тора подчеркивает именно желание человека есть мясо? Дальше сказано: «…то сколько угодно душе твоей ешь мяса». В этих словах слышится упрек. Если тебе очень хочется, если это желание неодолимо, то тогда можно, ешь. Внутренний настрой этих слов свидетельствует о том, что Тора не поощряет это.

В Талмуде говорится, что человеку, невежественному в Торе, нельзя было бы есть мясо, но мудрецы разрешили ему это, хотя и с большим трудом. Раби Йегуда а-Хасид говорит, что мясо можно есть только тому, кто накладывает тфилин, сделанный из кожи животного, и учит Тору по свитку, написанному на коже животного ("Сефер Хасидим"). Тот, кто накладывает тфилин и изучает Тору, поднимает весь мир, в том числе и животных, из кожи которых изготовлены тфилин и свиток Торы, на более высокий духовный уровень, и только тогда ему позволено получать удовольствие от мяса таких животных.

 

Почему Тора разрешила есть мясо?

Тора позволила нам есть мясо по нескольким причинам:

1. Человеку не следует представляться праведнее, чем он есть на самом деле. Мы еще не выполнили более важных задач, чем жалость к животным. Мир еще полон вражды, и люди поедают живьем друг друга. Тора учит нас продвигаться в духовном росте шаг за шагом. Поэтому только после того, как люди научатся правильно относиться друг к другу, придет время думать об отношении к животным.

Все это касается общества в целом. Нет ничего предосудительного, если отдельный человек решил встать на путь вегетарианства, при условии, что он достиг праведности во всех своих поступках.

2. Невозможно требовать от человечества более высокого нравственного уровня, чем тот, на который оно способно. Большинство людей не ощущают потребности перестать есть мясо, поэтому следует подождать, пока это произойдет само собой. Если сегодня запретить всем людям есть мясо, то тяга к мясу станет до того сильна, что есть опасность, что люди перестанут отличать мясо животных от человеческого мяса, и это приведет к людоедству. Рав Кук говорит об этом так: «Это вожделение столь сильно, что если бы мясо животных было запрещено в пищу, то моральная низость, которая всегда только и ждет подходящего случая, чтобы проявиться, привела бы к тому, что люди перестали бы отличать мясо человека от мяса животного и птицы… Нож угрожал бы любому, лишь бы наполнить ненасытную утробу морально разложившегося человечества» ("Талелей Орот").

3. Еще одна причина, которая не позволяет запретить употреблять мясо в пищу, заключается в том, что мы стремимся подчеркнуть различие между человеком и животными. Отказ от мяса мог привести к тому, что стерлась бы та грань, что отделяет человека от животного. Теперь же эта грань очерчена очень четко: людей убивать нельзя, а животных можно (там же).

 4. Еще одна причина – это чувство жалости, свойственное человеческой природе. Есть люди, жестокие к ближнему, однако и у них существует естественное чувство жалости, которое ищет себе применения. Поэтому они жалеют животных и не едят их мяса. Этим они пытаются прикрыть свою жестокость по отношению к людям, и это очень опасная аномалия. Величайший злодей и убийца евреев, да будет стерто имя его, был вегетарианцем. Он жалел животных, и в то же время отправлял на смерть миллионы людей.

Все эти причины указывают на то, что еще не время призывать человечество отказаться от мяса. И все же мы не забываем, что позволение Торы есть мясо – это уступка человеческой слабости. Но в дни Машиаха мы несомненно перестанем есть мясо.

 

Забота о благе животных

Возникает вопрос: каким образом то, что разрешено сегодня, может быть запрещено в будущем? Ведь Тора вечна и неизменна! Запрещенное Торой не может стать разрешенным, а разрешенное – запрещенным. Рав Кук объясняет, что в дни Машиаха не возникнет никакой надобности в том, чтобы изменять заповеди Торы. Скорее всего, изменится сама человеческая природа, и люди станут испытывать отвращение к мясу животных, точно так же, как сегодня мы испытываем отвращение к человеческому мясу. Когда между людьми воцарится мир и согласие, придет время позаботиться и о благе животных. Всевышний заповедовал нам властвовать над животными, и мы должны помнить, что у этого властвования есть цель – благо животных.

В процессе развития человечества будет происходить и развитие животных. Люди поднимут животных на более высокий культурный уровень. «Человек вознесет на такую несказанную высоту физическое и, более того, нравственное и духовное развитие животных, какую мы и представить себе не можем в наше время, исполненное уродства и низости. Все животные примут новое, высокое обличье, и весь мир изменится вместе с ними», – говорит рав Кук. Эти слова немного напоминают нам теорию эволюции Дарвина. Рав Кук пишет в книге «Орот а-Кодеш», что теория эволюции, которая сейчас захватила весь мир, более всех других теорий соответствует тайнам Каббалы. Каббала говорит о том, что мир находится в постоянном развитии. Аризаль, величайший из каббалистов, неоднократно писал о тайне вознесения миров. Он говорит, что человек когда-нибудь достигнет такого высокого духовного уровня, какой мы не можем представить себе даже в своем воображении. Это относится и к животным. Рав Кук пишет, что  животные будущих времен будут стоять на такой ступени, на какой сейчас стоит человек. Аризаль пишет: «Знай, что животные, что были созданы в шесть дней Творения, находились на более высокой ступени, чем нынешний человек, после того, как он согрешил. Поэтому неудивительно, что осел раби Пинхаса бен Яира знал то, чего не знают мудрецы» (Рав Хаим Виталь, "Врата заповедей"). «Во времена Адама все животные находились на самом высоком духовном уровне, который только возможен для них, и поэтому Адаму нельзя было употреблять их в пищу, а можно было есть только растения. Когда Адам согрешил, согрешили и животные, и с тех пор чистые (кашерные) животные поднимаются на более высокий духовный уровень посредством того, что мы их едим». Это происходит потому, что когда мы едим мясо животного, оно становится частью нас самих, частью нашей плоти и души, и таким образом животное приобретает качества, которых ему недостает, главное из которых – это человеческий разум. (Рав Кук, "Олат Раайя").

Как же в дни Машиаха, когда люди перестанут есть мясо животных, мы будем приносить жертвы? Некоторые мидраши говорят, что в будущем все жертвы будут упразднены, кроме корбан тода (благодарственная жертва), которая состоит из продуктов растительного происхождения (мука, оливковое масло и т. д.). Но есть и другие мнения, что все жертвы сохранятся и в будущем.