Варшава

Варшава

January 26, 2005 Автор: Давид Вайнштейн - No Comments

В Варшаву я попал по приглашению своего старого знакомого, Зелига Аврасина, который работает там помощником раввина. Я приехал туда в четверг утром, в этот день в резиденции посла Израиля была инаугурация раввина Михаэля Шудриха, раввина Варшавы, ставшего Главным раввином Польши. На настоящий момент в Польше это практически единственный раввин, он же и духовный лидер малочисленной еврейской общины страны. Целью моей поездки была не только встреча с другом, но и желание почувствовать атмосферу, в которой пребывают сегодняшние евреи Польши. Еврейская община Варшавы разнородна, разнообразна и динамична. Она представлена немногочисленными грузинскими евреями, перманентно прибывающими и ведущими свой бизнес израильтянами, репатриировавшимися в 60-90 е годы из страны, а также собственно польскими евреями и членами их семей, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Современная община Варшавы насчитывает по официальным данным около 400 человек, на самом деле евреев Варшавы около 4 тысяч.

Из этих 400 человек , 60 человек или чуть более являются активными членами этой общины. В конце шестидесятых годов, сразу после Шестидневной войны в Израиле, польские евреи пострадали от грубых антисемитских действий тогдашнего коммунистического режима. Практически все евреи теми или иными способами были изгнаны из страны. А оставшимся приходилось либо скрывать свое происхождение, либо стать поляками. И сегодняшние члены еврейской общины это дети именно тех евреев. Поэтому еврейская община Варшавы представлена, в основном, молодежью и людьми, принявшими гиюр.

 

В Варшаве существует единственная синагога, она называется синагогой Ножика. Ее построил еврейский меценат, Залман Ножик в 1902 году. Ее здание чудом не пострадало во время войны, так как оно использовалось немцами под конюшню. Синагога находилась в центре еврейской Варшавы и была одной из пяти центральных синагог города. Залман Ножик построил ее в свое время как собственную синагогу. И вход для евреев города был туда только по пригласительным, которые рассылались избранным членам общины. В то время эта синагога стоила Ножику три тысячи царских рублей, по тем временам это были неслыханные деньги. Количество сидячих мест насчитывало в ее здании более трехсот. До 1940 года она была действующей синагогой. Во времена Второй мировой войны, когда Варшава была полностью оккупирована, здание попало на территорию малого гетто города. После освобождения Варшавы в 1945 году она была возвращена еврейской общине и использовалась ею вплоть до 1967 года. На волне антиеврейских событий в Польше в то время, синагога была закрыта до начала восьмидесятых годов. Дальнейшие процессы демократизации в стране, попытка сблизиться с Западом, изменили судьбу знаменитой синагоги Ножика. Здание было отреставрировано за счет государства, и синагога открыла свои двери для оставшихся евреев Варшавы, которых к тому времени насчитывалось около 6-7 тысяч. Но в полной мере она стала функционировать с начала девяностых годов, после падения тоталитарных режимов в Восточной Европе. В самой синагоге проводятся курсы иврита, еврейской традиции и даже собирается миньян. Рядом с синагогой есть уютный кошерный ресторан и кошерный магазин.

В один из дней моего пребывания мы с другом пошли на еврейское кладбище. Из всего еврейского, что мне пришлось увидеть в Варшаве, кладбище – самое впечатляющее. Территория еврейского кладбища Варшавы находится недалеко от места бывшего нацистского гетто города и занимает огромную площадь. Есть старая часть кладбища, на котором хоронили евреев еще с 18 века и есть новая, сегодняшняя часть, где и сейчас проводятся захоронения. В старинном секторе я видел наряду с могилами гениев еврейской мысли, (книги которых мне приходилось читать), могилы известных цадиков, лидеров хасидизма, деятелей искусства и науки. Это были могилы Хаима Соловейчика, Авраама Мордехая, создателя эсперанто Людвика Заменгофа, актрисы Рахель Каминской. Старинная часть кладбища пребывает в запущенном состоянии. Каменные надгробия покосились и уходят в землю, не прослеживается рядность могил. У еврейской общины нет средств и физических сил привести его в надлежащий порядок. А вот современные еврейские могилы создают впечатление, что люди, которые их посещают, не знакомы с иудаизмом вообще. Это обычные могилы без надписей на иврите, без магендавидов на надгробиях. В эти дни мне пришлось увидеть на них и миниатюрные елочки с маленькими Дедами Морозами. А в пятницу был традиционный Шабат. В синагоге проводились молитва, чтение Торы, субботняя трапеза с застольными беседами. На субботнюю молитву пришло около сорока человек. Рав Михаэль прочел небольшую лекцию по недельной главе на английском с одновременным переводом на польский язык. Сам Шабат был коротким и закончился очень рано, поэтому у меня неожиданно оказалось много свободного времени, и я посвятил его прогулке по Старому городу. Я побывал на старинной улице Варшавы, где когда- то жили евреи. Любопытна этимология названия этой улицы. В переводе с польского улица называется "Узкий Дунай". Мой друг мне объяснил, что название улицы происходит от слова Ад-онай, которое слышали поляки, проходя мимо синагоги во время молитвы евреев. Отсюда и произошло название улицы. Это единственный оставшийся фрагмент прошлой еврейской жизни Варшавы в Старом городе. А в воскресенье мой друг организовал для меня очередную прогулку, на этот раз с экскурсоводом. От присутствия еврейской жизни в Варшаве остались кроме синагоги и кладбища еще два ветхих, (бывших подоходных) дома, принадлежавших когда-то знаменитому Залману Ножику. Фонд Р. Лаудера планирует выкупить эти дома, отреставрировать и передать еврейской общине. Рядом с синагогой находится здание еврейского театра, могилу основательницы которой я видел на еврейском кладбище. Еще я прошел по двум красивейшим паркам, в один из которых когда-то было запрещено заходить евреям в традиционной одежде, а во втором – евреи довоенной Варшавы гуляли по субботам. Я прогуливался в кипе по обоим паркам, и на меня с удивлением оглядывались поляки. Я уезжал из Варшавы в размышлениях, о великом прошлом польского еврейства, о его робком настоящем и его призрачном будущем.

Записала Галина Лебединская
<!– 

Бывший доходный дом Залмана Ножика. (Двор)
 

Бывший доходный дом Залмана Ножика-вид с улицы ( одно из десяти зданий,оставшейся от довоенной еврейской Варшавы)
 

Кошерное кафе "Наргила"
 

Магазин кошерных продуктов при синагоге
 

Новогодняя ёлка и Дед Мороз на свежей еврейской могиле
 

Памятная плита, поставленная на еврейском кладбище участниками "Марша Жизни"
 

Могилы на еврейском кладбище
 

Могила знаменитого раввина Нафтали Цви Йеhуды Берлина (НаЦИВа) – главы Воложинской иешивы
 

Могила рава Хаима hа-Леви Соловейчика-основателя династии Соловейчиков
 

Еврейское кладбище в Варшаве
 

Надгробие на еврейской могиле
 

Общий вид кладбища
 

Надгробие коэна
 

Памятник борцам Варшавского гетто (кладбище)
 

Монумент Я.Корчака
 

Памяти еврейских детей, погибших в годы Катастрофы
 

Список знаменитых раввинов, похороненых на Варшавском кладбище (стенд у входа)
 

Ворота Варшавского кладбища
 

Варшавская синагога (вид из женской половины)
 

Арон hа-Кодеш в Варшавской синагоге –>