1008

В особое время – особые испытания

April 16, 2005 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

   У нашего народа столько неприятностей: внутренние и внешние политические проблемы; враги; война и терроризм; духовные проблемы – огромная часть нашего народа далека от Торы и традиции; слабость, экономические проблемы, природные бедствия, нехватка воды – и многое другое. Как можно при всем этом говорить, что мы живем в эпоху Избавления, или, как мы говорим в молитве за Государство Израиль, «в начале расцвета Избавления нашего», или даже, как говорят другие, «на заре дней Машиаха»?

 

Отвечает рав Шломо Авинер:

 

  Наши дни – это вне всякого сомнения дни Избавления. Этот период начался не сейчас, а 120 лет назад, в 1881 году, когда началась Первая Алия евреев в Землю Израиля. В этом вопросе происходит некоторое смешение понятий. Все беды, которые вы описываете, существуют не потому, что наши дни – не дни Избавления, а потому, что на данном витке истории весь мир погружен в беды, трудности и испытания. 

  Общеизвестно, что евреи верят в существованием Этого Мира и Мира Будущего. В утренней субботней молитве мы говорим: «Нет никого, кто сравнится с Тобой, Г-сподь, Б-г наш, в этом мире, и не будет никого, кроме Тебя, Владыка наш, во времена мира грядущего; не будет ничего без Тебя, Избавитель наш, в дни Машиаха, и не будет подобного Тебе, Спаситель наш, – когда возвратишь Ты мертвых к жизни». Мы видим, что период, названный «Днями Машиаха», является частью этого мира, в то время как воскрешение мертвых связано с наступлением будущего мира.

  Две части будущего мира

  У будущего мира тоже есть особая фаза, которая называется Миром Душ. Мир Душ – это то место, где живет душа человека, после того как умирает его тело, в то время как Мир Воскрешения (Мертвых) – это этап, на котором будет в принципе искоренен грех, побеждена смерть, и мертвые вернутся к жизни. Все тебе проблемы, о которых Вы пишете, не будут существовать ни на одной из этих двух стадий будущего мира.

 Машиах: часть «этого мира»

  Вернемся, однако, к периоду «Дней Машиаха», которые относятся к «этому миру». Рамбам (Маймонид) учит нас: «Не думай, что в Дни Машиаха произойдут какие-то изменения в естественном ходе событий. Все в мире продолжит идти своим чередом». Он замечает, что единственное отличие времен Машиаха будет заключаться в том, что народ Израиля вновь станет независимой монархией. Именно поэтому Машиаха будут называть «Мелех а-Машиах», в переводе – «Царь-Помазанник», тот, кто помазан на царство маслом освящения – настоящий Царь настоящего Царства. Рамбам подытоживает: «Учили нас наши Мудрецы, что нет другой разницы между Этим Миром и Днями Машиаха, но только та, что будет снято с нас иго народов».

  Этот мир характеризуется тем, что евреи подчинены и ограничены волей других народов – тех, которые считают себя сверхдержавами или не считают. Даже на Святой Земле мы совсем еще недавно находились под игом турок и англичан. Однако в Дни Машиаха мы не будем подчиняться никому; мы будем абсолютно свободны. Проблема в том, что мы еще не достигли того этапа развития этого мира, который называется «Днями Машиаха». Мы все еще живем в эпоху, когда у нас есть враги. Даже Машиах, когда он придет, будет вынужден вести войны, как написано про царя Давида: «И вел он войны Всевышнего». Давид был первым Машиахом, избавителем, который, как пишет Рамбам, «спас народ Израиля от его врагов – и потомок его будет Машиахом в конце дней, который избавит Израиль навсегда…» Тора (книга Бемидбар, 24:17) упоминает царя-победителя, который встанет в народе Израиля, и Мудрецы говорят, что эти слова относятся к Царю-Машиаху. Согласно другим раввинским источникам, война Гога и Магога будет происходить непосредственно в начале Дней Машиаха. Кроме того, во времена Машиаха все еще будут люди, далекие от Торы, и частью его работы будет приблизить этих людей, даже силой. Все еще будет существовать бедность – мы не можем найти коренное решение этой проблемы в начале описываемой эпохи.

  Трудности – часть плана

 Этот Мир, даже в момент прихода Машиаха, остается миром трудностей и проблем. Это не ошибка Всевышнего, и его провидение не ушло от нас. Напротив, все это – часть Б-жественного плана, как это объясняется в первой главе книги «Месилат Йешарим» («Путь праведных», рав Моше-Хаим Луцатто, начало 18-го века). Автор объясняет там, для человек был создан в этом мире и какова его роль и обязанности.

  Идея заключается в том, что наш мир – это мир борьбы и титанических усилий: «Человек рожден для тяжелого труда». Усилия человека в Этом Мире дают ему возможность получить свой удел в Будущем Мире. Преодоление своих физических страстей и трудностей, с которыми человек сталкивается, является тем достижением, с помощью которого он приобретет достойный уровень в Будущем Мире. Наш мир – это не конечная цель, а тот коридор, через который мы приходим в будущий мир. Мы не ангелы, которые приобретают этот уровень без собственных усилий; человек должен доказать, что достоин награды. Чем более велика цель, тем большего труда и усилий требует ее достижение. Этот мир ставит нас перед лицом многих трудностей, но их предназначение – не сбить нас с пути, а наоборот, принести пользу. Преодолевая препятствие, мы приобретаем заслуги.

 Только вверх!

  Теперь о том, что касается периода Избавления. Такие понятия, как Дни Машиаха, Избавление, Росток Избавления, начало Геулы, «поступь Машиаха» – все эти понятия и близкие к ним синонимы относятся к периоду, когда Царство возвращается к народу Израиля. Когда начался этот период? 5 ияра 5708 года (14 мая 1948), в день, когда современное Государство Израиль провозгласило свою независимость. Конечно, это не то идеальное Государство, о котором мы молились столько времени и молимся до сих пор; это еще не Царство Машиаха. Но это – начало. Расстояние от британского мандата и турецкого правления до этого, уже существующего государства – как расстояние между востоком и западом, пропасть между небом и землей.

 

Пионеры Первой алии прибывают в Эрец Исраэль