1177

Третий Храм не будет разрушен

December 17, 2005 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

События прошлого лета посеяли во многих сердцах серьёзные сомнения относительно центральных действующих лиц нашего времени: Армии Обороны Израиля, самого Государства и даже божественного характера возрождения еврейского народа на своей Земле. «А может, – задаются многие вопросом, – вся история последних 120 лет – случайность? Что, если она обратима? Может быть, снова поплывут корабли со странным названием «галут»?»

Переживаемый нами сегодня кризисный период требует того, чтобы мы освежили в памяти суть третьего выхода еврейского народа из изгнания, происходящего в последние 125 лет; выхода из изгнания, после которого галута – рассеяния и изгнания – больше никогда не будет.

Мудрецы неоднократно говорили о необратимости третьего и последнего избавления еврейского народа. Рабейну Бехайе в комментарии к книге Дварим пишет, что эта книга говорит в конце о «последнем избавлении, представляющем обновление мира, которое и есть цель творения… а народ Израиля никогда не достигал такого совершенства, как во время последнего избавления, после которого не будет изгнания». Комментируя завершающие слова стиха: «Смотри, Я дал вам землю эту, идите же и наследуйте землю, о которой клялся Господь отцам вашим – Аврааму, Ицхаку и Яакову – чтобы дать ее им и потомству их после них» (Дварим 1:8) и основываясь на Мидраше «Ялкут Шимони», рабейну Бехайе писал: ««Дать им» – это те, кто взошли из Египта, «и потомству их» – это те, кто взошли из Вавилона, «после них» – относится ко временам Мессии». Получается, что Всевышний приготовил Израилю тройное наследование Земли. И для каждого из трех возвращений уготовлен Храм. Два первых Храма были разрушены, Третий Храм разрушен не будет. Первое наследование – после египетского изгнания, второе – после вавилонского и третье – после изгнания, растянувшегося на целых 2000 лет и заканчивающегося в наши дни.

Так же писал рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук в книге «Орот»: «Сейчас уже однозначно ясно, что наступило время избавления и начался третий приход (народа на свою землю)». И дальше: «Весь народ верит, что не будет больше галута после разворачивающегося на наших глазах избавления, и эта его глубокая вера и есть тайна его существования».

Про раввина Ицхака Герцога, первого главного раввина Израиля, пишет его сын раввин д-р Яаков Герцог: «В 1941 году, когда немецкий генерал Роммель находился у ворот Эрец Исраэль, а мой отец, святой памяти, находился с визитом в Вашингтоне, президент Рузвельт предупредил его, чтобы он не возвращался в Эрец Исраэль, которая вот-вот будет захвачена немцами. На это ответил ему отец: «Пророки говорили о двух хурбанах (разрушениях), не о третьем».

Нынешнее возвращение народа имеет все признаки избавления, напомним только главные из них:
1. Массовое народное побуждение вернуться на землю отцов – нет ни одной общины в мире, которой не коснулся бы процесс возвращения.
2. Ни одна естественная или созданная людьми преграда не устояла перед волей репатриантов, возвращающихся из рассеяния. Даже империи наподобии Великобритании и СССР были, в конечном итоге, бессильны остановить массы евреев, стремящихся вернуться на свою землю.
3. Основание суверенного Государства Израиль, управляемого народом Израиля.
4. Победы во всех войнах при помощи Б-жественного вмешательства, действующего как явно (см. описания боёв во время Шестидневной войны), так и скрыто.
5. Возвращение Торы на её землю: были основаны сотни ешив и институтов по изучению Торы. Как сказано в Талмуде, трактат Хагига: «Нет большего упадка для изучения Торы (битуль Тора), чем Израиль, изгнанный со своей земли».
6. Спасение миллионов евреев от ассимиляции, антисемитизма и преследований. Уровень смешанных браков в Израиле – 5% (в основном за счёт смешанных пар в среде репатриантов), в то время как во всех западных общинах он давно перевалил за 50%.

Период возвращения чреват множеством сложностей. Виленский Гаон, его ученики и более поздние мудрецы уже говорили о том, что избавление придёт естественным путём, а так как возвращение народа включает его полное преобразование во всех отраслях жизни – как общественной, так и индивидуальной, – то понятно, что оно сопровождается страданиями. Однако главное во время возрождения народа Израиля – это понимание того, что испытываемые схватки и боли есть схватки рождения, а не наоборот; схватки построения Храма, а не разрушения нашей духовной и национальной жизни, не дай Б-г.

Статья основана на статье рава Йегуда Бен-Ишай, институт «Махон Меир»