«Был случай: один нееврей пришел к Шамаю и сказал:
"Хочу, чтобы ты ввел меня в еврейство, но только при условии, что научишь меня всей Торе, пока я смогу стоять на одной ноге".
Прогнал он (Шамай) его строительной линейкой (отвесом), которая была в его руке.
Пришел он (тот же нееврей) к Гилелю – и (великий Учитель) ввел его в еврейство.
Сказал ему: то, что ненавистно тебе, товарищу своему не делай. Это вся Тора, все остальное – пояснения к ней, теперь иди и учись (Авот де Рабби Натан,15:2).
Этого, видимо, неглупого человека, пришедшего принимать гиюр, волновало, что законы Торы столь многочисленны, что их никогда нельзя будет выучить до конца, а следовательно, и исполнить.
А ведь тот, кто присоединяется к еврейскому народу, берет на себя обязанность соблюдать все правила и постановления, вплоть до мельчайших деталей. Так зачем же обещать перед лицом Всевышнего то, чего ты никогда не сможешь исполнить?
Единственный выход – это найти общее правило, ориентируясь на которое, ты всегда будешь поступать верно и никогда не нарушишь Б-жественный закон, даже если не знаешь всех его подробностей.
Позволив пройти гиюр этому человеку, еще не разобравшемуся в Торе, Гилель исходил из того, что людям, пришедшим, чтобы присоединиться к нам, не разъясняют все законы, а проверяют, способны ли они принять их в принципе, не будут ли они ими пренебрегать.
Если у человека созрело твердое решение быть верным древней традиции, то делают ему обрезание, и он погружается в микву. Если же, став евреем, он по незнанию не будет исполнять все обязанности, Небеса не будут строги к нему – а он тем временем постепенно научится придерживаться всех правил, обязательных для сыновей Израиля.
Главное на первом этапе – это заповеди, связывающие людей, а в этой области закона можно указать общий и безошибочный ориентир – добро. И для того, чтобы научиться строить отношения с ближним так, как этого требует Тора, нужно начать с немногого: достаточно взять на вооружение самое простое правило – не доставляй неприятных ощущений другому. Постепенно, когда ты научишься понимать душу еврея, принцип "возлюби ближнего своего, как самого себя" – станет для тебя главным. Ведь Тора предъявляет требования к человеку не только на уровне действий, но повелевает и мыслить, и чувствовать определенным образом.
Недостаточно не обижать или даже помогать – к еврею заповедано испытывать любовь. Начав с соблюдения простого запрета "не делай неприятного другим", можно прийти к высокой любви к каждому еврею и ко всему народу, с которым ты связал свою судьбу.
А как же обязанности по отношению к Всевышнему? Разве можно пренебречь ими?!
На это у Гилеля есть ответ. Когда душа человека, родившегося неевреем, соединяется с еврейским народом, его жизнь становится немыслимой без прямой связи с Б-гом. Ведь еврей – это тот, у кого есть прямая связь с Б-гом, и пробуждение еврейских качеств в душе порождает стремление к Нему. Как сказано в Псалмах: "Жаждет душа моя Б-га живого". Сама душа начинает стремиться к исполнению заповедей, которые подобны многочисленным нитям, соединяющим ее с Творцом. Любовь к народу порождает желание души приблизиться к Б-гу. Такой путь начертал Гилель – и не только для гера, но и для всех, кто хочет подниматься по лестнице духовного совершенства и достичь ее высоких ступеней. Снизу вверх, от добра к святости.
Для Шамая такой подход к Торе неприемлем. Для него все решает стремление человека к Всевышнему. И стать евреем для него означает принять на себя всю Тору, и прежде всего – ее заповеди, которые связывают человека с Всевышним.
Он прогоняет простодушного человека, пытающегося выяснить, есть ли общий принцип в Торе, строительным отвесом. В данном случае отвес – это не только инструмент в руках мастера, но и символ: вертикальная линия – символ связи человека с Б-гом. И без построения этой связи с самого начала (с точки зрения Шамая) нельзя присоединиться к еврейскому народу.
Шамай не признает, что единение душ может родить стремление человека, не усвоившего принципы веры, к Создателю. Стремление к Творцу должно быть первичным, и уже на его основе произойдет единение душ. Единство не возникает на ровном месте. Для Шамая основа единства еврейского народа в его время – Храм. Там ощущается присутствие Б-га; народ, приходя в его дворы, сливается в единое целое, и поэтому Йерушалаим назван городом мира.
Кто прав? Не следует решать вопрос о том, кто прав.
Гораздо правильнее увидеть два свойства души нашего народа – любовь к ближнему и любовь к Творцу – и постараться совместить их.
И если нашему народу удастся это сделать, наступит новая эпоха, которая будет характеризоваться совсем иным, чем сегодня, подходом к изучению Торы.
Рассмотрение споров и изучение аргументов, приводимых каждой из сторон, чтобы доказать свою правоту, станет бессмысленным, и на смену ему придет ясное понимание единства Учения, единства законов, связывающих человека с другим человеком и человека с Творцом, единства неба и земли, единства любви.