Когда Всевышний прошел по земле Египетской, потомки Яакова родились заново. Всем, кто принес пасхальную жертву и с посохом в руке всю ночь ожидал Исхода, были дарованы новые, духовные силы. Но также, как ребенок не знает о своем рождении, человек не чувствует обновления своей души и не догадывается о раскрывшихся перед ним новых возможностях, пока они постепенно, при тех или иных обстоятельствах, не проявятся в материальном мире.
"И двинулась вся община сынов Израиля из пустыни Син в походы свои по слову Б-га и остановились в Рефидим; и не было воды, чтобы народ пил. И ссорился народ с Моше и говорили: "Дайте нам воду и будем пить". …И сказал Б-г Моше: "И вот Я встану перед тобой там, на скале в Хореве, и ударь по скале, и выйдут из нее воды, и будет пить народ". И сделал так Моше перед глазами старейшин Израиля. И назвал он это место "Испытание и Ссора" из-за ссоры сынов Израиля и из-за того, что испытывали Б-га, говоря: "Есть Б-г среди нас или нет?" (Шмот, 17:1-2, 6-7).
И хотя огненный столп вел их ночью, а облако указывало направление движения днем, на стоянке в Рефидим они спросили: "Есть Б-г среди нас или нет?" Чем мы отличаемся от других народов?" Сыны Израиля не осознали, что вторжение Всевышнего во владения фараона, разрушившее империю поработителей-колдунов, оставило отпечаток в их душе. "Чем мы отличаемся от других народов? – спрашивали они сами себя. – А если мы – как все, то оставит Он нас, бросит в пустыне при первой же нашей провинности и найдет себе еще какое-нибудь племя".
Все беды начинаются с этого вопроса.
Тот, кто задает вопрос "Есть Б-г среди нас или нет?", отказывается от поиска в своем сердце точки соприкосновения с бесконечным, позволяющей пророкам говорить с Творцом, а всему народу черпать жизненные силы не из материальных энергетических запасов, а из духовных миров. После того, как Всевышний прошел по Египту и, поразив первенцев египтян, изменил души сынов Израиля, у них не осталось возможности жить исключительно за счет материальных сил, не прибегая постоянно к помощи самых высоких духовных потенциалов. В их устах вопрос "Есть Б-г среди нас или нет?" превратился в сомнение в собственном существовании.
Мир, управляемый рукою Всевышнего, реагирует на поведение человека по принципу "мера за меру", и как только был задан этот вопрос, появился враг, единственное стремление которого – убивать евреев.
Потомки Амалека, внука Эсава, сына его первенца Элифаза, унаследовали ненависть к Яакову и его детям и провозгласили целью своей жизни истребление народа Израиля. Это злодейское племя, сохранившее память о том, что Всевышний предпочел Яакова их праотцу Эсаву, восстало не только против избранного народа, но и против Того, Кто его избрал. С древнейших времен и до наших дней, из рода в род, стремятся амалекитяне стереть следы проявления на земле Б-жественной Воли, избрав своим средством убийство сынов Израиля – народа, с которым связано раскрытие Б-жественного Присутствия в этом мире. И Творец, в Свою очередь, объявил им вечную войну.
Во время напряженного сражения Моше придает силы воинам Йегошуа. Сидя на высокой скале, он поднимает руки над головой. Поднятые руки – ответ на вопрос "Есть Б-г среди нас или нет?" Все действия человека, достигшего высокой духовности, естественно становятся выражением воли Всевышнего даже в тот момент, когда ухо не слышит Б-жественный приказ, а голова не помнит, как исполнять повеления и заповеди. Недаром место, где был задан роковой вопрос, названо Рефидим – рафу ядаим ("ослабли руки"). Когда ослабевает ощущение, что ты можешь сделать больше, чем тебе позволяют твои силы, и каждое твое движение, направленное на созидание или на борьбу со злом, прекрасно и вечно потому, что оно не только твое собственное действие, – в сердце рождаются тревога и страх за будущее и желание узнать "Есть Б-г среди нас или нет?"
<!–
–>