Есть ли разница в понятиях "Тора" – "учение" и "Талмуд" и "обучение" – понятия, казалось бы очень близкие по смыслу, и на первый взгляд разница между ними не очень велика…
Есть ли она вообще? Безусловно — есть.
Всякий, кто занимается и тем, и другим, знает, что Тора — это Тора, а Талмуд — Талмуд. А почему в русском языке эти синонимы, каждый из которых отличается своим собственным оттенком, переводятся одним словом? Так часто бывает.
Повышенный интерес народа к тому или иному понятию определяет количество синонимов, передающих разные оттенки этого понятия. Так, например, у арабов более тридцати слов определяют верблюда (а на иврите что с одним горбом — гамаль, что с двумя — гамаль…).
Эвенки различают более шестидесяти видов снега и каждый из них называют особым словом.
А у нас в Талмуде более тридцати слов, которые обозначают понятие «вопрос» — такой или иной, простой или с подковыркой. Наш народ, всегда любивший учиться, не обошел стороной понятие «учить», отметив и его несколькими синонимами: «шинен» — зубрил, «шана» — возвращался к тому же самому много раз, «алеф» — вырабатывал навыки.
Для того, чтобы понять, что такое Тора, нужно определить, от какого корня происходит это слово. Корень йара имеет два значения: 1) стрелять; 2) указывать дорогу. Возможно, оба этих значения имеют общую смысловую базу — ведь тот, кто стреляет, целится и «указывает направление движения» пуле. От глагола йара образовано существительное морэ — учитель. Более точный, хотя и менее употребляемый перевод — «наставник».
В самом деле, — зная значение корня, легко понять, что существительное, образованное от глагола «указывать дорогу», должно переводиться как «наставник»! Таким образом, слово Тора следует перевести как «наставление». Ведь ее теш не только повествует о былых временах, но и требует от человека сделать определенные выводы и выбрать жизненный путь. «Смотри, Я положил перед тобою сегодня жизнь и смерть — выбирай жизнь».
Понятие Талмуд, в отличие от слова Тора, происходит от корня «ламад». Оно означает процесс изучения и не говорит о поставленных целях. Кто хотя бы немного знаком с Талмудом, подтвердит: в нем нет конкретных выводов, споры остаются открытыми, и конкретный закон должен вывести мудрец Торы — на странице Талмуда его не выявить.