192 skazhite-1.

С кого начинается еврейский народ

March 18, 2006 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments

Почему колена еврейского народа не начались с Авраѓама Авину непосредственно? Почему не все дети Авраѓама Авину стали евреями (ведь он женился после смерти Сары)?
Что пишут об этом Мидраши? Я догадываюсь, что требовались ещё пару поколений, т. к. Авраам Авину родился в семье язычников (его отец и мать). Правильна ли эта  догадка или здесь имеет место что-то другое?
Гершом Цви, США

  На вопрос отвечает Элиэзер (Макс) Лесовой:

 Прежде всего хочу сказать, что этот вопрос – с кого начинается еврейский народ – сложнее, чем принято думать. В самой формулировке заданного вопроса содержится, на мой взгляд, немалая часть правильного ответа.

Действительно, у комментаторов мы находим мнение, что Авраам – «праведник, сын злодеев», а Ицхак – «праведник, сын праведника», и поэтому от него рождается Яаков, праведник «в третьем поколении», все потомки которого достойны быть евреями. В этой логике для меня многое остается неясным – например, как быть с женской линией: ведь все праматери, включая Рахель и Лею, хотя и стали праведницами, родились и выросли в домах далеко не самых праведных родителей.

Как известно, первый персонаж Торы, названный евреем, – это Авраам, который "перешел реку" (в прямом и переносном смысле), так что весь мир как будто оказался с одной стороны, а он (единственный в этот момент настоящий монотеист, пришедший к вере в Творца сознательно) – с другой.

 

Мудрецы, опираясь на Каббалу, говорят о том, что был необходим некий "инкубационный период", чтобы из семьи, где «встречаются» праведники (я имею здесь в виду не потомков Авраама, а более широко – потомков Шета до потопа и потомков Шема – после потопа), получился избранный народ, реализующий Б-жественное присутствие в мире. Это можно сравнить с поэтапной обработкой золотоносной руды с целью получить в итоге чистое золото. В двух первых поколениях праотцов наряду с детьми-праведниками были "побочные линии", которые отбрасывались впоследствии (Ишмаэль, младшие дети Авраама от Ктуры, Эсав). Яаков – первый из праотцов, кому удается воспитать всех своих детей так, чтобы они стали праведниками, достойными быть среди основателей избранного народа.

Раби Йегуда а-Леви в книге "Кузари" говорит, что вплоть до Авраама сохранялась надежда на то, что к истине и праведности потянется все человечество, и тогда избранный народ не будет нужен вообще – все будут «евреями». В период от духовного пробуждения Авраама и до спуска сыновей Яакова в Египет уже ясно, что избранный народ нужен, так как род человеческий, создав Вавилонскую башню, окончательно продемонстрировал свою неспособность к общему исправлению и принятию единого Б-га; в это время еще не ясно было, однако, каковы рамки этого народа. Например, у Авраама были ученики, которые вполне могли стать «соучредителями» еврейской нации, но по различным причинам не удержались и сошли с арены. По-другому могли сложиться судьбы Ишмаэля и Эсава.

Кроме того, хотя все сыновья Яакова стали отцами народа Израиля, это произошло не изначально в земле Кнаан, а постфактум в Египте, где рабство послужило катализатором формирования народа. Так и сказано в Торе: «Арамейцем-странником был отец мой, и сошел в Египет пожить с немногочисленным семейством, и стал там народом великим…» (Дварим 26:5). В общем-то под определение "народ Израиля" подходят те, кто в ночь Исхода ушел из Египта. Так как есть Мидраш, говорящий, что значительная часть евреев осталась в Египте и погибла там либо ассимилировалась, мы видим, что происхождение от праотца Яакова – это условие принадлежности к Народу Израиля, но еще не гарантия таковой. Окончательное формирование народа – это откровение у горы Синай: кто был там – тот еврей, другие же могут с этого момента присоединиться к еврейскому народу только через гиюр – единственные ворота, через которые можно войти в еврейство (об этом пишет та же книга "Кузари").

Ну и последний штрих: еврейский народ создан не для того, чтобы изучать Тору в пустыне или рассеяться по всем странам и континентам. Чтобы реализовать свой потенциал, народ должен прийти в Землю, «текущую молоком и медом», землю, обещанную Аврааму, построить там справедливое общество, вырастить сады и воздвигнуть Храм на горе Мория – иначе он не стал бы еврейским народом в полном смысле слова.