РАСПАВШЕЕСЯ ЕДИНСТВО

РАСПАВШЕЕСЯ ЕДИНСТВО

May 1, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

И сказал Всесильный Ноаху: "Конец веяной плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею".

Берейшит 6:13

После потопа мир изменился: человек, ранее бывший всепроникающим и объединяющим светом, превращающим несовместимые элементы в единый живой организм, стал частностью, замкнутой в самой себе.

После первого греха связи между элементами творения порвались – духовный уровень человека перестал оказывать мгновенное влияние на всю вселенную. Но животные все еще продолжали оставаться (теперь уже частичным) отражением его внутреннего мира. Человеческая испорченность наложила неизгладимый отпечаток на природу: развращенность привела к возникновению уродливых гибридов, ибо все животные, подобно человеку, извратили свои пути, а жестокость явилась причиной появления хищных и агрессивных существ. Мир не мог дальше нести на себе отпечаток извращенного духовного облика поколений, избравших путь удаления от Образа и Подобия -все живое было приговорено к уничтожению. В ковчег вошли только животные, не извратившие свой путь. Допотопные чудовища погибли.

Земля была неподвластна людям, жившим до потопа. Ей было приказано порождать только сухое и почти безжизненное: колючки и тернии. Иначе не осталось бы даже потенциальной возможности исправления, ибо человек, оживив ее своей "творческой" энергией, растратил бы последние здоровые силы, которыми можно было еще воспользоваться для исправления мира.

Неслучайно решение о потопе было принято, когда родился Ноах, призванный исправить грех Адама: вернуть земле ее

жизненные силы и восстановить непосредственную связь почвы и растений с душой человека. Именно Ноах является создателем земледельческих орудий: до его появления обрабатывать почву было практически бесполезно. Рождение Ноаха было решающим моментом. Но мир, не сумев воспользоваться предоставленной возможностью исправления, не выдержал испытания, испорченность стала проникать в глубь земли, и Всевышний с началом потопа уничтожил вместе с людьми и животными верхний почвенный слой на три ладони вниз (Раши ).

И сказал Всесильный: "Вот знак союза, который Я даю, между Мною, и вами, и между веяной душою живою, которая с вами, на вечные поколения. Радугу Мою Я дал в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке. И Я вспомню союз Мой, который между Мною, и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти, и не будет более вода потопом на погубпение всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Всесильным и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле.

Берейшит 9:12-16

Целью потопа было отделение человека от окружающего мира. Символ связи человека с Творцом в новых условиях – радуга, которая была дана Ноаху как знак союза: наличия тех или иных неразрывных связей между двумя сторонами. Но эти связи могут быть разными: они могут быть подобны нитям, протянутым от одного к другому, а могут быть похожи на круги, бегущие по воде (когда человек не может докричаться до стоящего на противоположном берегу и бросает камень в надежде, что волны привлекут внимание того, к кому он хочет обратиться). Нить непосредственной прямой связи была утрачена. Цельный, белый* луч света, всегда связывавший Адама с Источником, рассыпался на семь составных частей, так как не смог пробить облако, встретившееся на его пути в этом новом мире. Оно не было густым, но беспорядочно рассеянные мельчайшие капли воды, каждая из которых не пробиваема, не дали ему пройти по прямой. Свет легко пронизывает кристаллическую решетку, но не может справиться с беспорядочностью. Радуга повисла дугой, свидетельствуя о том, что мир рассыпался на мелкие крупицы, утратив общее, и прямой связи человека с Творцом больше не существует.

В человеке, как в микромире, произошли те же самые изменения: способность видеть духовные уровни творения, скрывающиеся за материей (что, в частности, позволяло людям безошибочно выбирать имена родившимся детям), и сила разума, позволявшая осознать повсеместное Присутствие Всевышнего, были утрачены. Материя скрыла духовные уровни. Человек уже не мог пронизывать взглядом ее толщу: сила видения наталкивалась на непреодолимое препятствие. Разум, направленный на обобщение, рассматривает общее, отбрасывая частности. Чувства человека по своей природе гораздо более материальны чем разум: они служат для анализа и определения внешних свойств объектов. Сталкиваясь с материальной оболочкой, они воспринимают ту ее частность, которая непосредственно воздействует на рецепторы и нервные окончания. Естественно, что в мире частностей, потерявших общее связующее начало, чувства человека должны были стать сильнее разума.

Ноах, выйдя из ковчега, обнаружил, что находится в совершенно ином мире. Задача раскрыть повсюду явное Присутствие Творца стала в новых условиях невыполнимой: теперь человек должен был суметь противостоять материальным силам и не дать им победить разум, способный понимать, что все пронизано волей Творца. Если Адам в первые мгновения своей жизни дает имена животным, т.е. постигает оживляющее мир слово Всевышнего, прячущееся за силами скрытия, то Ноах после выхода из ковчега приносит жертвы с целью ослабить влияние материальных сил, нашедших свое выражение в животных.

И начал Ноах возделывать землю…

Берейшит 9:20

Ноах насадил виноград, и плод виноградной лозы поверг его в глубокий сон. Подобно Адаму, утратившему одежды из света, Ноах оказался обнаженным в своем шатре. Вино является символом разрыва между чувствами и разумом: утратив связь, они вступают в непримиримую борьбу. Материя способна воздействовать на разум, ослаблять его, извращать и повергать в глубокий сон.

Но почему именно плод виноградной лозы был выбран Ноахом? Мидраш разъясняет, что виноград по своим свойствам ближе всего к дереву познания добра и зла, которое Всевышний приготовил для освящения седьмого дня: накануне субботы человек должен был сорвать гроздь его ягод, выжать в бокал сок и с наступлением субботнего дня произнести кидуш – благословение нового времени. Но Адам поторопился…

Все в мире является отражением движения в одном из двух направлений: ко Всевышнему или от Него. Движение ко Всевышнему должно быть не только умением осознать и увидеть Его Присутствие там, где Оно было раньше скрыто, но и приближением всего человеческого существа к Образу и Подобию. Расстояние в духовных мирах измеряется степенью отличия одного объекта от другого, и тот, кто хочет приблизиться, должен, изменив себя, сделаться подобным тому, к кому он стремится. Приближение ко Всевышнему – добро и благо, удаление – несчастье и зло. Умение ни от кого не зависеть, ничего не брать, способность давать – основные признаки подобия Творцу. Умеющий давать приближается к Нему и получает жизненную энергию не от материальных объектов, а от своей близости к Источнику. Дерево жизни пронизывало дерево познания добра и зла подобно желанию Всевышнего давать, которое пронизывает мир, как мощный поток света. И оно (это желание) тем сильнее, чем больше желание брать! Ведь цель дающего – удовлетворить желание того, кто хочет получить. Но присвоение -зло, потому что оно не позволяет приближаться к Творцу. Выход из этого парадокса – исправление желания брать, превращение его в желание давать.

Дерево познания добра и зла… Зло – стремление брать, удаляющее от Всевышнего, – может быть превращено в добро, в стремление дать другому, удовлетворить его желание и, таким образом, стать силой, приближающей к Творцу. Желание брать – это прежде всего стремление чувствовать: все приобретаемые человеком объекты – это лишь средства достижения тех или иных ощущений. Усиление потенциала чувственного восприятия образно может быть представлено как расширение емкости сосуда. Новое желание брать вызывает более сильное желание давать, и если желание брать будет исправлено – цель достигнута: создались условия для постоянного нарастания света. Но если чувственным миром человека будут управлять эгоистические устремления – он сам превратится в дерево зла. Ноах, пытаясь исправить грех Адама и сделать дерево познания добра и зла съедобным – пронизанным светом, дающим жизненные силы, – не учел, что мир, распавшийся на частности, более не может пропускать через себя цельный поток света, соответствующий силе дерева познания добра и зла, способного сделать дерево жизни своей сердцевиной. Подобную попытку следовало предпринять до потопа, пока существовала возможность раскрыть свет Адама. Но тогда Ноах не думал об исправлении мира, он был занят тем, чтобы уберечь себя от проникавшего повсюду влияния злодеев.

Ничто в мире не происходит просто так. Так и нагота Ноаха раскрылась неслучайно. Это событие явилось отображением на материальном уровне ошибки, совершенной им при попытке исправить духовные миры. Ноах усилил стремление получать и не смог превратить его в инструмент удовлетворения желания Творца дать благо Своему творению. Страсть к получению и присвоению подобна наготе и вызывает стыд. Человек может "одеться", направив желание получать на то, чтобы удовлетворить стремление дающего. Тот, кто стыдится брать, становится дающим и излучает свет (признак нарастающего желания давать), а желание брать остается скрытым, как тело человека, облекшегося в одежды.


Три основных преступления уводят человека от Всевышнего.

Первое из них – неумение владеть своими чувствами. В этом случае грех человека коренится в нем самом, так как прекрасные потенциалы, дарованные ему для восприятия духовных миров, в которых преобладает желание любить другого и стремление дать ему радость бытия, превращаются в потребность поглощать, свойственную ненасытному хищнику. Самое грубое использование чувств – разврат. Развратный человек не стремится стать источником новой формы бытия, проявляющей разум и духовность. Все, что его интересует, – это он сам. Потенциал любви и созидания уничтожается и превращается в грубую силу присвоения. Неумение использовать свой чувственный мир для того, чтобы войти в духовные сферы, где радуются, когда дают, – преступление против самого себя, разрушение себя и окружающего мира – преступление поколения потопа.

Второе – это преступление против Всевышнего. Человек в какой-то момент решает, что он хозяин мироздания. К этому выводу приводят его самые разные логические построения. Например, человек решает, что Всевышний, сотворив мир, породил ряд ограничений, которые распространяются (не дай Бог) и на Него Самого. А если Всевышний (не дай Бог) ограничен хоть в чем-то, то можно вести с Ним борьбу и добиться господства в мире. Или человек представляет себе, что Всевышний полностью отстранен от мира: Он настолько велик, что мир для Него ничтожно мал, и Он никогда не вмешивается в его дела, оставив власть и могущество в руках человека. Или, возгордившись, человек представляет себе, что есть две власти. Одна черпает свои силы с Небес, а другая, отданная ему в руки, – от той искры, которая скрыта в нем самом. Преступление человека, стремящегося к власти над миром, – преступление поколения Вавилонской башни. Оно было возможно только после потопа, когда ослабло единство мира. Люди, жившие до потопа, не помышляли о том, чтобы воевать с Творцом: единство не позволяет отрицать распространение Его власти во всем мире. Дурные желания влекли людей по пути греха, но сознание всегда признавало, что Высшая воля проявляется повсюду. Только в мире, где связь между отдельными элементами отсутствует, можно подумать, что Творец не управляет миром. Построение Вавилонской башни – первое историческое событие, произошедшее после потопа.

И наконец, третье – это преступление человека против своего ближнего. Самое сильное выражение оно находит в извращении суда. За всю историю человечества никто так не извращал суд, как люди Сдомской долины, возведшие в закон наказание обиженного, запрет проявлять милосердие по отношению к пришельцу и жестокую расправу над нарушившим этот запрет.

Еврейский народ, призванный исправить все эти грехи, вбирает в себя потенциал душ (силы, которые не были использованы или были использованы неправильно) людей, живших до потопа, месивших глину для кирпичей Вавилонской башни и погибших в перевернувшейся Сдомской долине. Обладание этой колоссальной энергией – большое преимущество и большая ответственность: все испорченное должно быть исправлено. Поэтому даже при незначительной ошибке и отклонении от пути, начертанного Всевышним, сыновья Израиля получают наказание по принципу "мера за меру", как будто не поколение потопа, не строители Вавилонской башни или жители Сдомской долины совершили страшные преступления, а они сами. Если евреи забывают о высоких идеалах и основным в их жизни становится стремление к получению удовольствий1 -детей бросают в воду, и это напоминает наказание, постигшее поколение потопа. Если их вера ослабевает, и они совершают преступления против Всевышнего – их заставляют месить глину для кирпичей, как будто вновь началось строительство Вавилонской башни. Если они несправедливо относятся друг к другу – их безжалостно угнетают и, извращая законы, превращают в бесправных рабов.

1 Сказано в Торе (Шмот 1:7):"…и наполнилась ими (сыновьями Израиля) земля эта (Египет)". "Рабби Йоханан сказал: "(Это предложение Торы следует понимать так:) "Наполнились ими театры и цирки…" (Ялкут Шимони ).