Дурное желание

Дурное желание

October 11, 2004 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

Вопрос. Что должен сделать человек, чтобы победить свое дурное желание? Ответ. Вопрос этот очень сложный и тяжелый. Прежде всего нужно осознать, что дурное желание – это главный враг человека и объявить ему войну. Почти в самом начале Тора дает всем нам совет быть непримиримыми к своему дурному желанию. Вс-вышний наказал змея за то, что он пробудил в Хаве стремление съесть запрещенный плод, а Хаву – за ее слабость: Он сделал все потомство первой женщины уязвимым для дурного желания, но в то же время дал ему природную способность почувствовать отвращение к нему и желание уничтожить его. "Оно потомство первой женщины будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Берешит, 3:15). И если змей – йецер а-ра ("дурное желание") – жалит Адама в пяту, нет у того другого выхода, как размозжить ему голову – единственное уязвимое место змея. Что значит "размозжить голову" дурному желанию? Маарал (Нетивот олам, нетив коах а-йецер) и Рабби Хаим Виталь (Дерех хаим) объясняют: "Нужно бить по дурному желанию моментально, с самого начала, с намерением уничтожить его без остатка, пока оно еще слабо и только ищет за какое бы место зацепиться. Дурное желание нужно распознать при его приближении. Когда имеешь с ним дело не следует походить на того, кто открывает дверь и начинает разговаривать со всяким, кто вежливо стучится к нему в дом. Мудрецы описывая действие дурного желания, чаще всего пользуются образом, к которому прибег пророк Натан, поучая царя Давида. В притче пророка рассказывается о богатом человеке, к которому зашел путник, и хозяин, стремясь исполнить закон гостеприимства так, чтобы при этом не потратить свое собственное имущество, отобрал у бедного соседа его единственную овцу. Случайный посетитель – не кто иной, как дурное желание человека, которое постепенно нарастает и требует удовлетворения не считаясь с тем, что дозволено, а что нет. Мудрецы Талмуда обращают наше внимание на то, что в начале путник назван "прохожим", затем – "гостем", а в конце – "человеком" (Сукка, 52б). Вместе со случайным путником к хозяину приходит дурное желание исполнить заповедь гостеприимства за счет чужого имущества, постепенно оно нарастает, и Тора намекает на процессы, происходящие в душе хозяина, всякий раз называя гостя по-другому. Вначале дурное желание подобно прохожему: человек идет по улице и встречает дурное желание, их взгляды пересекаются, измеряя друг друга. Следует немедленно отвести взгляд. Ибо в противном случае ты спросишь себя: "Почему бы мне не пригласить его в гости? Надо послушать, что он скажет. Я не беру на себя никаких обязательств, но ведь нужен диалог. И в конце концов, если даже я впущу его – он окажется в моем доме, и я буду хозяином, и за мной останется право принимать решение. Только послушаю, что скажет этот милый человек…" И прохожий превращается в гостя. Все пропало. Очень быстро он превратится в человека, т.е. в хозяина, в руках которого сосредоточена вся власть в доме, и теперь уже он будет встречать и провожать гостей по своему усмотрению. Именно поэтому следует в первое же мгновение отрешиться от дурного желания, не пускаясь в рассуждения о том, что может быть и ему можно найти место в доме и, исправив, использовать на благо себе и другим. У одного поэта есть такие строки об отчаянии: "Отчаяние сидит на скамейке, в серых одеждах, и улыбается всем проходящим мимо – грустно и несчастно. Не смотри на него. Ибо, если обратишь на него взгляд, потянешься к нему и тоже будешь сидеть на скамейке и улыбаться грустно и несчастно, и уже не услышишь песен птиц и смеха детей". Размозжи ему голову. Не ведут с ним мирных бесед о развитии общества, не обсуждают проблемы сближения сердец, а уничтожают его в тот же момент, когда становится очевидной его сущность. В поселениях нашей страны есть много кошек, прекрасно умеющих воевать со змеями. Соперники стоят друг против друга, почти не двигаясь, но в сильнейшем напряжении. У змея несоизмеримо большее число шансов на победу: его укус, даже несильный, будет смертельным. А у кошки есть единственная возможность победить и остаться в живых – схватить изворотливую и скользкую змею за шею. Неожиданно кошка прыгает со своего места и сжимает свои челюсти на шее врага. В джунглях водится небольшое существо, которое справляется со страшными кобрами, длиною в несколько метров. Ученые относят его к семейству кошачьих, а среди людей оно известно как мангуста. Мангуста прибегает к той же тактике: она уворачивается от молниеносного броска кобры, выбирает момент и впивается ей в шею. Змея начинает метаться и стремится сбросить с себя крошечного зверька, ударяя его со всей своей силой о камни и стволы деревьев, но с каждым ударом мангуста еще сильнее впивается в шею врага и не раскрывает своих челюстей, пока не убивает его. Мангуста может умереть на шее змеи, но никогда не отпустит ее и никогда не сдастся. Тора часто советует нам обращать внимание на природные особенности животных и учиться у них положительным качествам. Кажется, что кошка и мангуста созданы специально для того, чтобы мы брали с них пример и учились бороться с самым страшным змеем – с дурным желанием. Обнаружив врага, не следует вступать с ним в диалог – это опасно, не следует приближаться к нему – держи дистанцию и будь готов нанести решительный удар. Мангуста уничтожает и только что родившихся змеенышей и даже сами яйца. Дурное желание убивает человека, толкая его к преступлениям. Если кто-то пришел убить тебя, встань, чтобы убить его. И чем раньше, тем лучше.